https://t.me/MariaPchelinaЗапишитесь на консультацию в Мах / WhatsApp / Telegram: +7 909 9977 092 | Сообщества в ВК / Телеграмм / МАХ
Терапия принятия и ответственности (ТПО)
Методы психотерапии при психических нарушениях
Когнитивно-поведенческая терапия
Терапия принятия и ответственности
Терапия, ориентированная на сострадание
____
Терапия депрессии
Терапия тревожного расстройства
Упражнения для регуляции эмоций
Для специалистов
Терапия принятия и ответственности (часто можно встретить аббревиатуру АСТ (от англ. Acceptance and Commitment Therapy)
ТПО – это современный метод когнитивно-поведенческой терапии (КПТ), разработанный на базе помощи людям с паническими атаками и депрессией. Это один из новых психотерапевтических методов, помогающих людям справиться со своими проблемами и жить более счастливой и продуктивной жизнью.
ТПО – рассматривает психологические проблемы как проявление психологической негибкости (ригидности), что приводит к ограничению стилей поведения. Когда у человека происходит нарушение нормального психического состояния, его поведение имеет очень узкий репертуар. У него не хватает мотивации, все кажется сложным или невозможным, недостаточно энергии и т д. Задача ТПО – изменить способ организации мышления на терапевтический и более конструктивный и расширить репертуар поведенческих стилей.
В основе ТПО лежит метод когнитивно-поведенческой терапии (КПТ), поэтому эти два метода не противостоят, а дополняют друг друга, смещая фокус с борьбы с симптомами на принятие, осознанность и ценностно-ориентированные действия.
Основная идея терапии принятия и ответственности – вместо того чтобы подавлять неприятные мысли и эмоции, мы учимся гибко реагировать на них, фокусируясь на том, что действительно важно.
- Депрессия
- Тревожное расстройство
- Расстройства пищевого поведения (РПП)
- Хроническая боль
- Психозы (в адаптированной форме) – временные нарушения психической функции, которые проявляются в искажении восприятия реальности, мышления и эмоционального состояния.
- Эмоциональные потрясения (утрата, болезнь, психологические травмы, сильный стресс)
ТПО хорошо сочетается с:
- Классической когнитивно-поведенческой терапией (КПТ)
- Диалектико-поведенческой терапией (ДПТ)
- Экзистенциальной терапией
В некоторых случая метод ТПО может работать самостоятельно. Но в сложных состояниях, лучше подходит сочетание двух или более методов.
Для лечения психических расстройств, обычно ведущим методом применяется когнитивно-поведенческая терапия (КПТ). ТПО с ней чаще всего сочетается очень хорошо, в особенности для таких нарушений как тревожное расстройство, депрессия, расстройство пищевого поведения.
В работе с психическими травмами, болью и утратой результаты не столь однозначны. В некоторых случаях ТПО дает слабый эффект.
1. Принятие вместо избегания.
2. Когнитивная диффузия – умение «расцепляться» с навязчивыми мыслями.
3. Осознанность и контакт с настоящим моментом.
4. «Я-как-контекст» – наблюдение за собой без идентификации с симптомами.
5. Ценности – компас для действий.
6. Действие, согласованное с ценностями (даже через сопротивление).
Два ключевых вопроса, которые задает ТПО:
1. Каким человеком я хочу быть?
2. Какую жизнь я хочу прожить?
Ответы на них помогают двигаться вперёд, несмотря на симптомы.
Модель человека с проблемой (психологическая ригидность):
- «застревание» в прошлом или будущем
- избегание опыта, эмоций, мыслей
- когнитивное спутывание, «сцепленность» с мыслями
- спутанность с «селф-концепциями»
- недостаток контакта с ценностями
- отсутствие действий или действия без особой направленности
Модель здорового человека (психологическая гибкость) (после терапии)
- присутствие «здесь и сейчас»
- принятие
- когнитивное распутывание, «расцепление»
- «Селф как контекст», контакт с наблюдающим «селф»
- контакт с ценностями и их ясность
- мотивированное поведение в сторону ценностей
Все перечисленные процессы взаимосвязаны, благодаря чему начинать психотерапевтическую работу можно с любого из них.
В процессе терапии параллельно идут процессы:
- принятия и осознанности
- поведенческих изменений
- Краткосрочные протоколы (10-12 сессий) или разовые консультации.
- Функциональный анализ — изучение контекста поведения в долгосрочной перспективе.
- Работа с метафорами («Снять мозг с крючка», «Резать слона по кускам»).
- Фокус на действии — не «Как избавиться от страха», а «Что делать, несмотря на страх?»
Эмоциональные цели – как я хочу себя чувствовать.
Поведенческие цели – что я хочу делать.
Предполагается, что эмоциональные цели клиента усиливают его «программу избегания» прожитого негативного опыта. Поэтому, если терапевт принимает эмоциональные цели, терапия заходит в тупик.
В тоже время поведенческие цели позволяют начать двигаться в другом, терапевтическом направлении. Для того, чтобы начать действовать, клиенту предлагается радикально иная повестка: принятие опыта («готовность»).
Для этого задаются следующие вопросы:
1. В каком ценном для себя направлении хочет двигаться клиент
- На какие личные сильные качества или стороны он хочет опираться?
- Какие личные слабые стороны или качества он хочет укреплять или развивать?
- Как хочет себя вести?
- Какие хочет построить отношения?
- Как хочет относиться к другим в этих отношениях?
- Что хочет отстаивать в жизни?
- Какие сферы жизни для него наиболее важны?
- Какие ценности, цели, ресурсы – можно использовать уже сейчас?
2. Что мешает или не позволяет клиенту действовать эффективно
- Что клиент начнет делать / перестанет делать?
- Что он станет делать больше или меньше?
- Как человек будет относиться к себе, другим, миру (иначе, чем до этого)?
- Есть ли люди, к которым он будет более внимательным, которые будут в его окружении, и которые будут ему помогать?
Для того, чтобы ясно причинно-следственный поток поведения, задаются вопросы, позволяющие увидеть общую канву поступков и поведения человека.
- Что происходило, когда вы начали так себя чувствовать?
- Что происходило в тот момент? И что делали вы?
- О чем вы думали?
- Что вы чувствовали?
- Где вы были, когда это случилось?
- Что было до этого?
- Как вам кажется, какие факторы способствовали этому?
- Когда вы почувствовали это, что вы сделали? И что происходило дальше, после этого?
- Что вы сделали дальше?
- Как вы чувствовали себя после этого?
- Как отреагировали другие? Как вы отреагировали? Что случилось потом?
- Что еще случилось?
* * *
Это направление мне лично очень близко и своей философией, и обучением сострадательному и принимающему отношению к себе, и, как следствие, к другим людям. Он действительно, здорово дополняет общее направление терапии.