Запишитесь на консультацию в WhatsApp / Viber / Telegram: +7 909 9977 092 Группа ВК
Автор: Мария Пчелина
Я уже коротко поднимала тему личностного регресса при анорексии и булимии. И сейчас хочу ее немного углубить.
Итак, вместе с прогрессированием болезни регрессирует и личность человека. Особенно ярко это проявляется при анорексии у подростков. Сначала зависимый останавливается в своем личностном развитии, а затем, если нет никакого лечения, постепенно его личность словно начинает движение в обратную сторону, вплоть до 5-6 летнего возраста. Мы видим, как 13, 15 или 17-летний подросток начинает вести себя сначала как 10-летний ребенок, а затем и меньше того. Причем медикаментозное лечение в данном случае совершенно бесполезно, так как оно не затрагивает особенности характера человека.
Как правило, родители, наблюдая подобное поведение ребенка, пребывают в шоке. Типичное их выражение: «Мы не узнаем своего ребенка!» Им сложно принять такую метаморфозу, ведь до этого момента с ними жил разумный, покладистый, ответственный, примерный сын или дочь, который теперь превратился в "чудовищную, неуправляемую проблему", с которой невозможно справиться, чтобы они не предпринимали, и это пугает. В это не возможно поверить, отчасти еще и потому, что пищевые зависимые обладают уникальным высоким интеллектом, прекрасными способностями и талантами. Это противоречие не укладывается в голове. И здесь взрослым и другим окружающим людям нужно понимать, что развитие интеллекта и личности – совсем не одно и то же.
К сожалению, в сегодняшнем обществе, родители чаще занимаются развитием умственных способностей детей, забывая об их личностных качествах и особенностях. Как часто можно встретить семьи, где по отношению к детям существуют лишь вопросы: «Ты сделал уроки?», «Ты выучил задания?», «Какие отметки ты получил?» В семьях, где есть дети с нарушениями пищевого поведения, присутствуют еще два важных вопроса: «Ты поел?» и «Ты не болен (потому что мало поел)?»
И совсем отсутствуют такие вопросы как: «Как поживают твои друзья? Что у них нового?», «Чем ты занимался на переменах?», «Какие у тебя отношения с этим учителем? А как он относится к твоему другу и другим детям?», «Почему ты избегаешь этого одноклассника?», «Почему тебе грустно/весело?» и т.д. Кстати, именно эти вопросы я рекомендую задавать родителям, которые хотят помочь своим детям – именно такое искреннее внимание к социальной жизни своих детей является базой для остановки развития зависимости, а затем и восстановления здорового состояния. Но многие родители никогда не умели или давно разучились правильно общаться с детьми и правильно задавать вопросы. И задача психолога здесь заключается как раз в обучении родителей и других родственников грамотному общению с их детьми.
Благодаря отношению родителей к интересам и эмоциональной жизни детей в семьях будущих анорексиков/булимиков, у таких детей формируются определенные личностные свойства, такие как: в жизни важны только интеллектуальные знания, и совсем не важны взаимоотношения или чувства (свои или чужие); не важно, как ты себя чувствуешь, главное – делать дело (хорошо учиться и т.п.); в жизни совсем не важны такие понятия как счастье, уважение, достоинство, радость, горе, оптимизм, пессимизм, зависть и многое-многое другое из этой серии определений, зато крайне важно лишь одно – получить необходимые интеллектуальные знания и навыки для приобретения будущей профессии, которая принесет стабильный доход во взрослой жизни. Разумеется, разговоры на тему нравится/не нравится учеба или профессия, даст ли она радость, удовлетворение, самореализацию – все это пустое, и не стоит внимания и обсуждения. Отсутствие в семье разговоров на личностные темы приводит так же к тому, что человек не умеет общаться с другими людьми – он плохо понимает свои и чужие эмоции. (Часто любые эмоциональные проявления его пугают, например, слезы другого человека, или слишком активное проявление гнева или раздражения (даже не относящееся к нему), и он теряется, не знает, что делать). Такой человек не разбирается в мотивах поведения не только посторонних людей, но и своих собственных. И он так же не нарабатывает жизненного опыта общения с разными людьми в разных ситуациях. Из-за этого часто он ведет себя странно, не совсем адекватно обычным жизненным ситуациям, не гибко и искусственно, неэмоционально.
В целом, его эмоциональная часть, чувствительная и анализирующая чувства и эмоции (приводящая взрослого индивидуума к логическим выводам относительно взаимоотношений с другими людьми) отсутствует. Это важный момент, так как на нем во многом строятся и выкристаллизовываются собственные жизненные ценности, собственные моральные нормы. Можно предположить, что отсутствие этой внутренней работы как раз и приводит к такому сильному регрессу. Когда человеку просто не за что ухватиться у себя внутри, а семейные ценности для него не подходят.
Что еще соответствует данному возрасту и поведению подростка-ребенка (условно 5-8 лет), если он опустился до него?
Детский эгоцентризм – все вертится вокруг меня, во всем виноват только я, и в плохом, и хорошем.
Неумение отстраниться от родителей, восприятие родителей, как продолжение самого себя, или точнее, себя как продолжение родителей. То есть, не только их конфликты (если такие имеются), но и их предположительные переживания, остро откликаются в его сердце.
Неумение логически мыслить (при высоком интеллекте это дает большой кругозор, подмечание малейших нюансов, но отсутствует возможность заключить последовательность событий, сделать из этого выводы на будущее – отсюда мысли подобные пятилетнему ребенку: «папа кричит на маму из-за меня, значит, я плохой, и сделать я тоже ничего не могу»).
Жизнь по принципу «хочу все и сразу»!», то есть чем, больше регрессирует человек, тем меньше у него хватает внимания и сил на анализ событий, и возможность потерпеть, отложить получение желаемого.
К сожалению, это всего лишь верхушка айсберга. Но именно эти качества приводят к тому, что подросток, несмотря на то, что ему уже 18-25 лет, продолжает воспринимать конфликты в семье крайне болезненно, не видит пути возможности выйти из отношений между родителями, не может строить взаимоотношения со сверстниками, и позже с коллегами по работе, без оглядки на родителей, не видит возможности найти подходящие для него обучение или работу. Все это способствует формированию крайне неуверенной в себе личности. И все это необходимо восстанавливать.
_______________________________________________
При воспроизведении материалов сайта psyhealth.ru обязательна ссылка на сайт psyhealth.ru