Запишитесь  на  консультацию  в  WhatsApp / Viber / Telegram:   +7 909 9977 092         Группа ВК

Высокие морально-нравственные нормы  людей с РПП

 

 

 

Автор: Мария Пчелина

 

 

В людях, страдающих анорексией, булимией и перееданием, мы встречаем крайне высокие морально-нравственные требования к себе и к окружающим. Читая эти строки многие родители удивятся этому – ведь все, с чем ежедневно сталкиваются они сами – это невероятное, вопиющее нарушение этих самых норм – оскорбления, бесконечное вранье, порой кражи, не выполняют обещанного, неуважение. В самом деле, это противоречие впечатляет: ведь получается, что имея столь завышенные требования, я же сам первым их и нарушаю. Часто пищевые зависимые не замечают, как обвиняя кого-то в безнравственном поступке, прямо в этот момент ведут себя ничуть не лучше.

Дело в том, что одно дело иметь эти нормы, совсем другое их соблюдать. Мы снова и снова упираемся в то, что у людей с расстройствами пищевого поведения отсутствуют навыки соблюдения своих же принципов, которые необходимо приобрести в течении детства, подросткового и юношеского периодов жизни. Ведь, что такое соблюдение морально-нравственных норм. В целом это значит, что если я поступил правильно – за это мне будет хорошо. Если я поступил не правильно – за это мне будет плохо.

Что мы наблюдаем во время взросления детей, у которых начинает развиваться РПП? Они либо избалованы и тогда действует принцип: я делаю не правильно, но все равно мне потом хорошо. То есть мне обещают, что будет плохо, угрожают, но в результате – все «окей». Например, родители говорят, что ребенок перестанет клянчить деньги в течении трех месяцев, то ему купят новый телефон. Он не перестает, но телефон ему все равно покупают. И так каждый раз.

Второй вариант – прямо противоположный, но принцип причины-следствия так же нарушен: ребенок старается делать, как ему говорят, но он все равно не получает обещанного. Например, была договоренность: каждый день в течении месяца ребенок моет посуду, за это его отпустят гулять до 10 вечера (вместо обычных 8 часов). Он исполняет требования, наступает день Х, а ему говорят, нет, будь добр в те же 20.00 быть дома. «И где здесь справедливость?! И вообще бывает ли она, если так каждый раз?», - думает ребенок. В первом случае – полная безнаказанность, во втором – вывод: чтобы я не сделал, ситуация не меняется – это угнетает и нарастает ощущение безысходности.

Однако у этих детей раз услышанные моральные требования, в голове остаются навсегда. И это приводит анорексия, или булимика, к довольно большим внутренним конфликтам и переживаниям, и даже моральным страданиям. Как любые дети они копируют поведение взрослых – то есть, не соблюдают свои же требования, но, в отличии от взрослых, они чувствуют диссонанс и несправедливость такого положения вещей. Отсюда возникает и наказание самого себя посредством еды – голодовок, переедания и чисток (в любом их виде), повреждения себя и т.п..

Родителям и близким стоит понять это. Оценить, какой из стилей поведения вам близок в обычной жизни. И либо научиться твердо стоять на своем наказании при невыполнении выдвинутых требований, либо выполнять обещания и разрешать то, о чем вы договорились ранее со своим ребенком.

Из этого следует, как важно близким людям соблюдать свои границы. Например, категорически нельзя позволять ребенку ругаться на взрослых, или кричать, тем более, оскорблять. Если родители допускают подобное поведение, то в случае с детьми с РПП у них запускается вышеописанная программа поведения – самонаказание: ребенок понимает, что он не должен оскорблять родителей, если в ответ родители не пресекают этого или не наказывают за это, то ребенок осуществляет наказание самого себя за них – он себя ругает и затем наказывает. А наказываю себя дети с РПП тем, что связано с едой – то есть голоданием. Да, со стороны, это выглядит, как желание похудеть и .т.п., но внутри – это попытка таким образом разрешить внутренние противоречие.


Это только часть проблемы. Дело еще в том, что многие этические требования, которыми руководствуются анорексики/булимики, взяты поверхностно, не обдумано, взяты как клише некоего эфемерного идеального поведения неких идеальных людей. Проблема не в самой выбранной той или иной этической норме, а именно в том, что она выбрана бездумно, нереалистично. Во многом, это звенья той же самой, описанной выше цепи – непоследовательность взрослых, которые дают пример для реализации этих норм в повседневной жизни. Из-за невозможности им следовать, они становятся оторванными от жизни, их невозможно проанализировать, скорректировать под них свое поведение и выработать отношение к ним.

Некоторые из них, уже будучи взрослыми, привыкнув к регулярному невыполнению родительских обещаний, категорично утверждают – абсолютно все люди лгут, ни на кого нельзя положится – не замечая, как страдают от этого и как разрушающе действует на их жизнь подобные взгляд и утверждения. Другие, услышав однажды постулат о всепрощении, теряют себя в попытках принять людей, откровенно издевающихся, унижающих и оказывающих психологическое насилие над ними. И те и другие отчаянно хотят верить в лучшее в людях, но личный детский опыт и отсутствие анализа поведения людей из взрослой жизни не позволяют им этого сделать.

И если в случае детского РПП для улучшения ситуации достаточно изменения поведения родителей – стать более последовательными в следовании своим требованиям и обещаниям детям, то во взрослом возрасте людям, желающим избавиться от своей пищевой зависимости, необходимо научиться грамотному анализу и подвергнуть переосмыслению всех своих морально-нравственных норм. Буквально все, что имеет малейший оттенок оценки «хорошо/плохо», «правильно/неправильно» и т.п. стоит подробно и всесторонне обсудить на консультациях с психологом, и не стесняться разговаривать об этом со своими близкими людьми.

 

__________________________________________________

 

При воспроизведении материалов сайта psyhealth.ru, пожалуйста, делайте ссылку на сайт psyhealth.ru