Запишитесь на консультацию в WhatsApp / Viber / Telegram: +7 909 9977 092 Группа ВК
Многие знаю, что детям свойственно отсутствие чувства времени. Они плохо понимают, что такое «завтра», и тем более «через год». Отсюда вытекают такие качества детского характера как: нетерпеливость, неумение действовать постепенно, поступательно, неумение планировать. Отчасти регресс личности, который мы наблюдаем при булимии или анорексии, происходит из-за того, что эти взрослые черты почти или совсем отсутствуют в личности людей с пищевой зависимостью. Даже сами зависимые порой замечают, как они страдают от этого.
Профилактикой в данном случае является обучение планированию – на неделю, месяц, год, пять, и даже пятьдесят лет. Я где-то читала, что от японских служащих требуется составить рабочий план на 170 лет вперед. Японцы точно не глупый народ. Поэтому стоит задуматься, для чего человеку предлагается строить план, зная совершенно точно, что к этому времени он, уж как минимум, не будет работать в компании. Оказывается, планы на такой дальний срок дают очень важные вещи для нас: они дают ориентиры, ощущение стабильности, они вдохновляют и поднимают настроение, наконец, они учат пониманию, что требуется время, обучают терпению и поступательности.
К сожалению, не все взрослые, здоровые люди, умеют планировать и продумывать свою жизнь на несколько шагов вперед. Но если родители так поступают регулярно, в их детях обычно это качество воспитывается естественным образом. Если же нет, этой важной жизненной функции довольно просто научиться. На ее основе позже можно воспитать в себе многие другие продуктивные качества характера.
Требование немедленной реализации желаемого во многом связано с тем, что отсутствует понимание операций, которые требуются для достижения цели. Планирование также связано с пониманием фактора времени, необходимого на реализацию этих операций. Иногда это приходит с жизненным опытом, но сегодняшний ритм жизни требует от людей его практически с пеленок.
При анорексии и булимии, за редким исключением, подобный положительный жизненный опыт практически отсутствует. Обычно это происходит по одной из двух причин. Первая – родители не имеют этого навыка, соответственно, не обучают ему. Второй вариант – родители сами достаточно организованы, но своим чрезмерным критичным подходом к жизни и к детям мешают этому навыку сформироваться. Не редко болеющие анорексией или булимией люди, даже при наличии отличного плана, боятся сделать шаг, боятся, что их план подкачает, боятся ошибки. У них в голове постоянно звучит осуждающий голос родителей. Поэтому помимо обучения планированию, психологу необходимо выполнять еще некоторые функции: например, давать хорошую поддержку всем идеям и планам, и поначалу помогать двигаться на каждом этапе реализации задуманного.
В целом, учитывая высокий интеллект, работоспособность и креативность людей с РПП – умение планировать и вытекающие из этого качества легко формируются. Однако это сложно осуществить в начале терапии (кроме легкий случаев), так как огромная неуверенность, страх ошибок, перфекционизм – гнездящиеся на очень глубоком уровне, не просто мешают постепенно и последовательно решать задачи, но новое умение может стать новым, дополнительным фактором, провоцирующим пищевые срывы.
_______________________________________
При воспроизведении материалов сайта, пожалуйста, ссылайтесь на сайт psyhealth.ru