ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ ПРИ РПП

 

 

 

Автор: Мария Пчелина

 

 

Причинами эмоциональной незрелости у людей с расстройствами пищевого поведения можно назвать следующие:

- неумение определять и понимать свои чувства, эмоции и переживания, и, как следствие, неумение понимать чувства других людей;

- неумение выражать свои чувства и эмоции;

- детский эгоцентризм и эгоизм. 

 

Поскольку зависимый характер формируется с детства, в семье, где, по крайней мере, один из взрослых является зависимым (или со-зависимым), можно с большой долей уверенности говорить о том, что именно родители и прививаю детям эмоциональную незрелость, так как сами эмоционально незрелы. Ведь, для того, чтобы у человека сформировалась эмоциональная зрелось, необходимо регулярно говорить с ним о чувствах, его собственных и окружающих. В конструктивных беседах о переживаниях ребенок, или взрослый человек, обучается сначала рассуждать об этом, а затем анализировать и делать выводы.

 

В семьях зависимых подобного не случается даже близко. Родители не только не пытаются поговорить с детьми об их переживаниях, но даже наоборот, всячески избегают проявления их эмоций, купируют их, запрещая проявлять, либо высмеивая, либо пристыжая. Такое ощущение, что родители словно боятся проявления чувств собственных детей. В первую очередь я говорю о мамах, как правило, именно они оказываю наибольшее влияние на детей в сфере чувств. Нередко в ходе терапии выясняется, что они сами были воспитаны крайне черствыми, жесткими и неэмоциональными мамами. Но не обязательно. Бывает, что мамы зависимых довольно легко проявляю свои эмоции, однако плохо разбираются в них, плохо понимаю самих себя, и когда яркие эмоции проявляет их ребенок, это пугает их.

 

Взращивание эмоционального интеллекта является важной и неотъемлемой частью психологической работы с пищевыми зависимыми. Интересно, что самим зависимым и их мамам, как правило, требуются разные виды терпи. Детям лучше всего помогает когнитивно-поведенческая терапия. (Под детьми я имею в виду человека – относительно своих родителей, ему может быть на момент терапии и 20-и 30 лет).  Это связано с тем, что люди с РПП в подавляющем большинстве интеллектуально очень одарены. Им часто недостаточно и непонятно просто выражать свои эмоции в каком-либо виде арт-терапии (ее лучше подключать на более поздних этапах лечения). Им важно понять умом, что с ними происходит, докопаться до сути. В то же время мамам это бывает вовсе неинтересно, им достаточно простых указаний о том, что и как нужно говорить или делать. Если ребенку интересно во время сеансов продвигаться вперед, словно решая сложные и интересные задачки (хоть и болезненные), то эмоциональный ум родителей расшевелить бывает очень сложно, им нужны простые и доходчивые слова и понятное руководство к действию. 

 

 

 

 

 

__________________________________________________

 

При воспроизведении материалов сайта psyhealth.ru обязательна ссылка на сайт psyhealth.ru.