Запишитесь  на  консультацию в Мах /  WhatsApp  / Telegram:   +7 909 9977 092     |    Сообщества в ВК / Телеграмм / МАХ

Блог о йога-психотерапии  

В этом блоге я рассказываю о своем опыте, как и что работает в йогатерапии и некоторых телесно-ориентированных практиках для различных психических состояний  

История йога-психотерапии

 

 

Йога-психотерапия является неотъемлемой частью общей йога-терапевтической практики, и обычно представляет собой дополнительное направление этой науки. Поэтому в основном я буду говорить о йогатерпии в целом, подразумевая в этом и йога-психотерапию.

 

В современном виде йогатерапия является кульминацией тысячелетнего опытамногих сотен, если не тысяч, практиков йоги. Ее эволюция от духовных традиций древних йогов до научно признанной терапевтической практики – это увлекательная история, представляющая собой пересечение традиций философии, медицины и современных исследований. Интересно наблюдать, как йога, изначально использовавшаяся для духовного освобождения, превратилась в мощное средство для достижения физического, психического и эмоционального благополучия. Знание ее исторической эволюции позволяет оценить не только ее глубокие истоки, но и то, как она проникает и развивается в современных системах лечения.

 

 

Йога как путь к целостности


Ранняя йога не была ориентирована на терапию, но по своей сути являлась терапевтичной. Она рассматривала благополучие как предшественника более высоких духовных устремлений.

Первые упоминания о йоге встречаются в Ведах, древнейших духовных текстах Индии, около 1500 г. до н.э. Хотя в то время йога не была систематически описана, ведические гимны говорят о йоге как о пути стремления к единению с Божественным – именно так переводиться слова «йога» – «юдж» – единение с Божественным.

К следующему периоду Упанишад (800-400 гг. до н.э.) йога стала общепринятой. Человек понимался как состоящий из различных слоев (кош – иногда понимается ка тонкие тела), а здоровье воспринималось как гармоничное равновесие тела, ума и духа.

Хотя излечение никогда не было прямой целью йоги, древняя йога все таки рассматривала болезнь  и описывала ее как нарушение внутреннего равновесия (что в целом свойственно многим традиционным системам целительства). А физическое благополучие являлось естественным следствием самодисциплинированного, саттвического (чистого и сбалансированного) образа жизни.

 

 

Первые шаги терапевтической мысли


В «Йога-сутрах» Патанджали (около 400 г. н.э.) йога была систематизирована в знаменитые восемь ступеней (Аштанга-йога), к которым относятся:

 

- этические практики (яма и нияма)

- позы (асаны),

- контроль дыхания (пранаяма),

- отвлечение чувств (пратьяхара),

- концентрация (дхарана),

- медитация (дхьяна)

- и высшее погружение (самадхи).

В «Сутрах» Патанджали также были заложены философские основы понимания болезни как физического и экзистенциального расстройства. По мнению Патанджали, такие препятствия, как болезнь и психические расстройства (сомнение, заблуждение), рассматривались как преграды на пути к самадхи. Таким образом, физическое благополучие, ясность ума и эмоциональная стабильность рассматривались как необходимые условия для духовного развития.

В то же время, в других индийских традициях, таких как Аюрведа, болезни вызывались дисбалансом телесных субстанций (дош). Поскольку Йога и Аюрведа имеют общие философские и мировоззренческие корни, их пути тесно переплетаются, представляя собой две стороны одного целого: йога как путь к психическому и духовному благополучию, а Аюрведа как путь к физическому и энергетическому благополучию.

 

 

Период хатха-йоги – физические практики для повышения жизненной энергии тела


В средневековую эпоху, а именно в период с IX по XV века нашей эры, в йоге стало больше уделяться внимания на физическое тело. Появились такие работы как: Хатха Йога Прадипика (Свами Сватмарама), Геранда Самхита, Шива Самхита, в которых описывались многие практики йоги – асаны, пранаямы, шаткармы (техники очищения), мудры (энергетические печати) и бандхи (энергетические замки).

 

Их цель заключалась в очищении и укреплении тела, чтобы оно могло противостоять энергиям высокого порядка, вызываемым духовными практиками. Однако побочным эффектом этих упражнений стало улучшение здоровья, увеличение продолжительности жизни и предотвращение болезней. И это стало поворотным моментом, когда йога перестала быть просто способом преодоления телесных ограничений, и стала также способом заботы о теле.

 

 

Йога как наука исцеления


Британская колонизация Индии уничтожила большинство традиционных индийских наук, включая йогу. В медицине начали преобладать западные модели лечения болезней, а йогу, как правило, называли суеверием или эзотерической духовностью.

Тем не менее, в течение XIX и XX веков такие выдающиеся личности, как Свами Вивекананда, Шри Ауробиндо, Свами Шивананда, Т. Кришнамачарья, Парамаханса Йогананда – своими работами  постепенно восстановили статус йоги как в Индии, так и за ее пределами. Причем они подчеркивали не только духовные аспекты, но и терапевтический эффект йогических практик. Наступивший ренессанс йоги объединил древнее наследие с научным интересом, сосредоточившись на потенциале йоги в оптимизации физического и психологического здоровья.

Впоследствии ученики Кришнамачарьи – Б.К.С. Айенгар, Паттабхи Джойс и Т.К.В. Десикачар – продолжили развивать терапевтическое применение асан йоги и дыхательных упражнений. В частности, Т.К.В. Десикачар подчеркнул процесс адаптации практик йоги к состоянию пациента – концепцию, лежащую в основе современной йога-терапии.

 

Йога-терапия как клиническая дисциплина


Начиная с конца XX века, в йоге начала выделяться специализированная дисциплина – йога-терапия, которая отличается от общей практики и преподавания йоги. Начали создаваться организации, которые занимались исследованиями влияния йогических практик на здоровье, разработкой стандартов  обучения и сертификации для йога-терапевтов, а также популяризацией йога-терапии: Международная ассоциация йога-терапевтов (IAYT), Индийская ассоциация йоги и другие.


Многие научные исследования подтвердили эффективность йоги в следующих областях:

- Тревожное расстройство, депрессия, посттравматическое стрессовое расстройство
- Диабет, гипертония, сердечно-сосудистые заболевания
- Хроническая боль, артрит
- Заболевания дыхательной системы, такие как астма
- Неврологические расстройства, такие как болезнь Паркинсона.

 

На сегодняшний день выработалось понимание йога-терапии как интегративного метода оздоровления, как правило, дополнительного или в сочетании с медицинским лечением (не в качестве его замены). Некоторые йога-терапевты имеют специализацию, больше направленную на работу с физическими проблемами тела, другие – на психические нарушения и разрушительные эмоциональные состояния (йога-психотерапия). В любом случае, сегодня йога-терапевты получают образование, позволяющее им понимать основные медицинские принципы и противопоказания, а также психосоциальные процессы исцеления. И также, неотъемлемой частью обоих направлений является индивидуальный,  клиентоориентированный подход и междисциплинарное взаимодействие.

 

 

Философские ценности йогатерапии


Несмотря на многочисленные изменения, йогатерапия всегда оставалась верна нескольким непреходящим идеям:


- Человек – многогранное и многомерное существо, которое включает в себя пять энергетических уровней (Панча Коша – пять оболочек – физическая, витальная, ментальная, интеллектуальная, блаженная).
- Исцеление – это целостный процесс. Подлинное исцеление затрагивает тело, дыхание, разум, чувства и дух человека.
- В основе всего лежит самосовершенствование (Пурушартха). Безусловно, внешняя помощь крайне полезна, однако, по сути, исцеление происходит изнутри.
- Ключ к успеху – равновесие, баланс: здоровье – это динамическое равновесие посреди жизненных потрясений, а не статичное совершенство.