ОБЕСЦЕНИВАНИЕ СЕБЯ И СВОИХ ДОСТИЖЕНИЙ

 

 

 

Автор: Мария Пчелина

 

 

В предыдущей статье о пессимистическом взгляде на жизнь людей с РПП я немного коснулась и темы обесценивания, так как они во многом идут рука об руку. Возможно, это качество характера – обесценивание своих достижений – больше всего тормозит выздоровление людей с анорексией, булимией и нередко с перееданием. Ведь пищевые зависимые обесценивают абсолютно все свои терапевтические достижения, и маленькие шажки и крупные победы. По этой причине, кстати, специалисты, которые работают с пищевыми зависимыми, должны иметь не только безграничное терпение, но и умение раз за разом находить нужные слова для объяснения и убеждения клиентов в обратном. До тех пор, пока зависимый не научится сам объективно анализировать свои действия, и, благодаря этому, перестанет разрушать себя, невозможно говорить и о выздоровлении. И наоборот, можно сказать, если человек научился по достоинству оценивать свои усилия, выздоровление уже не за горами.

Механизм обесценивания закладывается с детства. Родители такого ребенка, как правило, предъявляют самим себе крайне высокие требования. Вслед за этим, такие же высокие требования предъявляются ребенку. Например, когда ребенку всего 4-5 лет, от них можно услышать фразу: «А за что его хвалить? Он ничего особенного не сделал». Они совершенно забывают (или вовсе не знают) о том, что мало того, что любому человеку похвала крайне необходима для здорового душевного состояния, так ребенку нужна еще и похвала безусловная, как поддержка его жизненной ценности, за то, что он просто есть и любим таким, какой он есть.

 

Очень важно понять, что похвала часто не является объективной оценкой действий или поведения – своего собственного, или ребенка. Умение хвалить себя и других – это определенный образ мыслей и отношения к себе, ко всем окружающим, и к жизни в целом. Он говорит о том, насколько высоки требования человека не только к людям, но к жизни, к пространству, к судьбе. Далеко не все эти требования реализуются, и потихоньку они превращаются в безответные претензии и разочарования. Со временем это становится тяжелой ношей, раздражающей и озлобляющей. И люди уже не в состоянии ни в чем увидеть позитивные, удачные, веселые, красивые, легкие, милые стороны, они во всем видят только разочаровывающие недостатки! Вот их типичные диалоги с детьми: «Двойка? Ну, уж мог бы постараться хоть на троечку». «Тройка? Нечего было вчера телевизор смотреть!» «Четверка? Вот если бы еще часик вчера поработал, была бы пятерка, а так… что с тебя взять». «Пятерка? Ну, что в этом удивительного? Это же нормально для тебя». Так они смотрят на жизнь, хотят какого-то идеала, но сами не знают, какого.

 

К сожалению, ребенок не понимает подобного взгляда на мир. Для него каждое обесценивание – слова о том, как он плох, как никчемен, как бездарен, как он нелюбим этим самым миром и родителями в частности. Однако за годы детства он привыкает к подобной оценки себя в глазах родителей и постепенно все больше и сам оценивает себя таким же образом.

 

Если такие дети или взрослые встречают кого-то, кто их валит, они не доверяют им, не доверяют ни их оценке себя, ни их взглядам на жизнь в целом. В результате, они сторонятся именно тех людей, которые им так необходимы, которые умеют радоваться жизни и оказывать поддержку, умеют конструктивно и позитивно мыслить. Обычно психологи являются именно такими людьми, но клиенты с РПП доверяют им с большим трудом. Чтобы избежать отрицания и недоверия лучше всего обратиться к сильной стороне самих зависимых – к их интеллекту. Им важно, чтобы во всем было логичное и разумное объяснение, подтвержденное фактами, поэтому в начале терапии психологу лучше много и подробно объяснять как общие стороны пищевых расстройств, так и подробнейшим образом разбирать мелкие детали повседневной жизни и/или выполненных терапевтических шагов, давая им рациональные, осознаваемые и понимаемые интерпретации. Именно поэтому для терапии РПП и особенно при анорексии и булимии лучше всего подходит когнитивно-поведенческая терапия. Досконально разбирая ситуацию, в которой присутствуют не только объективные, но и масса субъективных факторов, зависимые начинают видеть многогранность и неоднозначность поведения людей (и свое собственное поведение в том числе), когда дать положительную или отрицательную оценку невозможно, или ненужно, или даже опасно – медленно, но верно люди с пищевой зависимостью меняют свою жизненную парадигму на более объективную и безоценочную, что не может не влиять благотворно на их мировоззрение в целом и на пищевое поведение в частности.

 

 

В помощь

Для обучения конструктивному мышлению, хорошо работает такая техника: сначала опишите свой идеальный результат, который вы хотели бы достичь, опишите его конкретными достижениями. Возьмите этот результат за 100%. Теперь опишите, что из себя представляют достижения в 50% от идеала. Затем так же опишите 30% и 10%. А затем скажите, каким процентом вы были бы в целом довольны почти так же, как и идеальному результату.

Теперь так же поступите со временем, которое вы определяете себе для достижения вашего идеала. Сначала определите идеальное время, через которое вы бы хотели достичь результата. Затем возьмите половину этого времени и ровно половину от идеального результата (это не обязательно 50%, описанные вами выше, это может быть и другое описание, так как здесь задача сформулирована иначе). Теперь таким же образом определите время и результат относительно 25% и 10%. Наконец, посмотрите, где вы сейчас находитесь на это временной шкале, и какой у вас результат.

 

Если вы все сделали верно, то ваши оценки цели и времени, ваши ожидания от себя скорректируются, вам станет спокойнее и это немного прибавит вам уверенности в себе.

Если вы хотите «навсегда» избавиться от обесценивания, предлагаю применить вышеописанный метод к своему ожиданию:

  1. Как выглядит ваш стопроцентный результат жизни без обесценивания?

  2. Как выглядят 50% от этого результата?

  3. Как 30%?

  4. как 10?

  5. Через какое время, на ваш идеальный взгляд, будет полностью достижим ваш стопроцентный результат?

  6. Через какое время достижимы 50%?

  7. Через какое время 25%?

  8. Через какое время 10%?

  9. На каком отрезке времени вы сейчас находитесь?

  10. Каким примерно должен быть ваш результат, в соответствии с этим положением на шкале времени?

Если вы решили и в дальнейшем осваивать этот метод, обязательно проверяйте по нему задачи и цели, поставленные перед собой, не реже раза в месяц.

 

 

 

__________________________________________________

 

При воспроизведении материалов сайта psyhealth.ru, пожалуйста, делайте ссылку на сайт psyhealth.ru.