КАК НЕУМЕНИЕ СЛЫШАТЬ СВОЕ ТЕЛО ВЕДЕТ К НЕУМЕНИЮ ОТСТАИВАТЬ ГРАНИЦЫ

 

 

 

Автор: Мария Пчелина

 

 

Неумение распознавать и понимать сигналы своего тела формируется с самого детства. Еще будучи милыми малышами мы слышим, что маме лучше знать, наелись мы или нет, и нас продолжают пичкать кашей до тех пор, пока мама ни решит остановиться, посылая подальше сигналы нашего собственного желудка. Чуть постарше мы слышим, что мы на самом деле не устали, а просто филоним, что не плохо себя чувствуем, а ленимся, что у нас не болит живот, а воспаление хитрости...

 

Как часто наши близкие косвенно или напрямую обучали нас не воспринимать свое тело, или, по крайней мере, не относится к его потребностям как к чему-то значимому. Подобное поведение взрослых сигнализирует ребенку, что его слова и ощущения не важны, что другие люди, а не он сам, лучше знают, что нужно его организму, а сам он не в состоянии определить свои потребности, что тело – не главное, а главное – дело! Нет болезни – есть капризы, нет усталости – есть лень, нет потребностей организма – есть правила и задачи. Таким образом, родители с детства приучают детей не ориентироваться на тело, не доверять ему, своим поведением как бы говоря: «тело тебя обманывает, не слушай его, слушай разум, он знает лучше, что тебе надо».

 

За подобным отношением родителей к организму ребенка стоит их собственное отношение к своему телу и своим телесным потребностям. Они привыкли опираться на свой интеллект и жизненные задачи, но не ощущения тела, и, вероятнее всего, они его и не чувствуют. Но это значит, что если они игнорируют такие базовые потребности как голод, холод, сон, они также игнорируют и такие как потребность в прикосновениях, объятиях, визуальные и слуховые контакты и многое другое. И детям они прививают тоже самое. Если в семье нет внимания к потребностям тела, то также не уделяется внимания и теплому, искреннему телесному контакту, ведь родители полагают, что это не важно, в этом нет большой ценности.

 

Что такое отсутствие достаточного, полноценного телесного контакта для ребенка? Это сигнал Ребенку от внешнего Мира об отсутствии подтверждения его, ребенка, существования. То есть, у ребенка нет тактильного подтверждения о том, что он тут присутствует, что существует. Совсем не редко, что рядом с отсутствием тактильности в семье, детей так же в буквальном смысле не слышат и не видят, несмотря на их присутствие в комнате. В глазах ребенка весь мир представлен родителям, и что же этот мир транслирует ему о его существовании, а затем о его ощущениях и о его собственных чувствах? Что он пустое место? А его чувства ничего не значат?

 

Существует четкая корреляция уверенности в себе и «обнимашек» в детском возрасте. Чем больше «обнимашек», тем больше уверенность, тем меньше требуется специальных дополнительных осознанных и бессознательных механизмов выстраивания и отстаивания своих психологических границ.

 

Интересно, что фигура человека отлично показывает, насколько уверен в себе человек, на сколько ему требуется достраивать свои границы, а также то, как часто родители его обнимали в детстве. Известно, что люди с лишним весом, словно пытаются построить вокруг себя дополнительный барьер, оградить себя от грубого внешнего мира собственным телом. Им часто не хватало в детстве заботы и поддержки, в том числе телесной, сейчас им не достает уверенности в себе, и они ее добирают таким образом, «обнимая» себя. А вот при анорексии людям уже не просто не хватало объятий, у них их было крайне мало. И они своей фигурой стремятся восстановить свое внутреннее ощущение мира и восприятие себя в нем, внутренний статус-кво – они в буквальном смысле пытаются исчезнуть.

 

 

 

Когда мы выстраиваем границы, мы хотим что-то защитить, и должны от чего-то оттолкнуться. Но от чего отталкиваться пустота и что ей защищать? 

 

 

 

 

__________________________________________________

 

При воспроизведении материалов сайта psyhealth.ru обязательна ссылка на сайт psyhealth.ru.