ДЕТСКИЙ ЭГОЦЕНТРИЗМ И КАК С НИМ БОРОТЬСЯ В УСЛОВИЯХ РПП

 

 

 

Автор: Мария Пчелина

 

 

Как я уже не раз писала, у человека с пищевой зависимостью происходит регресс личности, и чем дольше зависимость, тем больше он регрессирует, словно становясь все менее взрослым, вплоть до 5-летнего возраста. А это значит, что в зависимом человеке снова начинает активно проявляется такое качество как детский эгоцентризм, когда кажется, что мир вертится исключительно вокруг него.

 

С этим быстрее и эффективнее всего справляется семейная терапия, где необходимо объяснять родителям, как важна для ребенка твердость и незыблемость определенных семейных ценностей.

 

Правда, быстрее, не значит легче. Во-первых родителям придется объединиться и постоянно действовать сообща. Во-вторых, родителям необходимо установить четкую семейную иерархию, в которой детям отводится самое последнее место, а не первое, что во многом культивирует ощущение ребенка как главного. Например, начать можно с того, чтобы придерживаться правила, садясь за обеденный стол, еду сначала дают взрослым, а ребенку в последнюю очередь. Или в решении любого значительного вопроса каждый член семьи высказывает свое мнение строго по старшинству, а детям, если вообще решили их спрашивать, дается понять, что их мнение учитывается в последнюю очередь.

Наконец, в-третьих, родители должны строго придерживаться как семейных правил, которые они устанавливают, так и выполнения частных требований от ребенка.

 

Возможно, главная сложность для родителей тех, кто страдает анорексией, булимией или неконтролируемым перееданием заключается в том, что именно эти три важных правила им соблюдать сложнее всего. Во многом именно их отсутствие в семье создает благодатную почву для развития пищевой зависимости. Поэтому психологу необходимо не просто объяснить их ценность для лечения, но добиться, чтобы они действительно осознали, насколько они важны для здоровья их ребенка, и психического и физического. В терапии родителей пищевых зависимых требуется большое терпение, иногда приходится по многу раз с разных точек зрения объяснять тот или иной подход или стиль поведения с их ребенком, и даже то, как именно влияет то или иное поведения супругов между собой.     

 

В данном случае, кроме семейной иерархии и ее влияния на формирование здоровой, взрослой, эгоцентрической позиции, важно также объяснять, как важны для ребенка семейный правила и их соблюдение в принципе. Как бы ребенок не сопротивлялся их введению поначалу, даже будучи взрослым, он интуитивно чувствует, что в них кроется стабильность и опора его жизни. Нравятся они ему или нет, сама незыблемость правил дает ему ощущение надежности и безопасности. Еще раз подчеркну, это возможно лишь при постоянном следовании родителей этим правилам.

 

В продолжение этого, не менее важно родителям соблюдать исполнение своих частных требований от ребенка и наказаний за их неисполнение. Это тоже дает ребенку ощущение стабильности и уверенности. Здесь же формируется здоровое понимание своих и чужих границ, и понимание законов причинно-следственных связей. Здесь психологу иногда надо помочь родителям научиться определять заново наказания для своих детей (ведь они привыкли свои собственные ограничения и запреты не исполнять или исполнять частично). Наказание должно не просто соответствовать возрасту и ситуации, но что в данном случае важно – родители должны быть уверены, что они в состоянии его полностью выполнить, при этом оно не должно быть чрезмерным, но ощутимым.

 

Хорошая практика, спросить у своего ребенка, какое бы он сам предложил наказание для себя. Это можно делать даже постфактум, чтобы понять, насколько верно родитель оценивает меру наказания. Обычно дети достаточно хорошо понимают свои проступки, а также то, какое наказание соизмеримо с ними лично для них. Более того, подобные диалоги полезны тем, что дети смотрят на себя со стороны, это делает их зрелее.

 

 

 

__________________________________________________

 

При воспроизведении материалов сайта psyhealth.ru, пожалуйста, делайте ссылку на сайт psyhealth.ru.