Home Page Image
 

тел.: +7 909 99 77 092
e-mail: pchelinamaria@yandex.ru
Адрес

 


Определение психологических проблем у подростков

Мария Пчелина

Что делать родителям: ограждать детей от проблем и рисков окружающего мира, «бить в колокола» из-за предполагаемых проблем, или наоборот – недооценивать их?

Психологи и врачи, работающие с подростками, постоянно предупреждают родителей о психических и эмоциональных проблемах, подстерегающих современных детей. Чуть ли ни с каждым годом их становиться все больше и больше. Перед родителями встает самый главный вопрос: Как вовремя суметь распознать надвигающуюся угрозу? Каким образом идентифицировать, пора ли обращаться к специалистам, помочь решать психологические трудности или еще немного подождать?

На самом деле вопросы, тревожащие наших детей в период их подросткового становления, во все времена одни и те же. Однако на сегодняшний день ситуация осложняется тем, что меняется время, а вместе с ним обстоятельства, окружающая среда, в которой растет будущее поколение. Именно фактор изменения окружающих обстоятельств заставляет детей и нас реагировать острее на многие вопросы. Не только детям, но и взрослым становится сложнее уследить и вовремя предотвратить негативное влияние социума. Телевидение, социальные сети, компьютерные игры – сильно осложняют распознавание проблем у подростков. Что это – чрезмерное временное очередное увлечение компьютерной игрой, или уход от социальных трудностей в игровую зависимость; общение в социальной сети, заменяющее телефон, или все больший уход в себя, прикрывающийся серфингом по сети?

Принять решение, что у ребенка-подростка есть серьезные психологические трудности, это сложная психологическая задача для многих родителей. Это своего рода вызов, который они интуитивно стараются отодвинуть во времени. Это довольно радикальный шаг для любой семьи – признать, что у их ребенка проблема и обратиться за помощью к специалисту. И часто этот шаг растягивается на годы, осложняя и без того не простой этап взросления, а возможно, пропустив нависшую угрозу.

Их можно понять. Родители не хотят переусердствовать и поднять ложную тревогу всего лишь из-за «небольших изменений» в поведении ребенка. Отчасти, надеясь на авось, а отчасти, переживая, что это может осложнить и без того, непростую ситуация во взаимоотношениях с ним, обострить конфликт. Таких примеров много: подросток может перестать общаться с близкими с той интенсивностью, как это было в детском саду и младших классах школы. Но, ведь, такое часто бывает, некоторым детям в подростковом возрасте становится трудно поддерживать разговор из-за чрезвычайно волнения. Или ребенок замыкается в себе, когда ему задают самые обычные вопросы. И так не редко происходит, когда ребенок не желает говорить о чем-то, что в родительской семье не одобряется или подвергается критике, таким образом, он пытается избежать каких-то тем.  Оба этих примера могут так же говорить и о том, что у ребенка настало время заявить о своем независимом пространстве, своей личной, частной жизни, в которую он отказывается впускать всех без собственного приглашения.

Эти проблемы не кажутся родителям достаточно серьезными для обращения к психологу. И, возможно, так и есть. Они всего лишь немного нарушают привычный уклад жизни семьи. Зачем, лишний раз мутить воду, рассуждают они, пока все и так не плохо, это всего лишь типичное поведение подростка, они все так себя ведут – вспыльчивы, обманывают, выпрашивают деньги на доражающее с каждым годом общение со сверстниками (кино, кафе, дискотеки, гаджеты), замыкаются в себе. Родители не хотят лишний раз давить на ребенка. Это нормально.

Но может быть и иначе. Например, они могут клянчить деньги на наркотики (хорошо, если не воровать у родителей), а врать или замыкаться, чтобы скрыть это.

Сложно сказать наверняка, какая реакция родителей более грамотная – переоценить опасность и начать что-то делать, или недооценить, полагаясь на случай. Вероятно, все же недооценить опасность – хуже, чем переоценить. Когда вы признаете проблему, говорите о ней, консультируетесь со специалистами – у вас появляется возможность ее предотвратить, скорректировать поведение ребенка. Обращаясь к психологу или социальному работнику, у вас появляются новые сведения о ситуации, вы так же можете их дать ребенку – и у него так же появляется возможность переоценить ситуацию, увидеть ее с другой стороны, как следствие – изменить свое разрушительное для себя поведение. Как минимум, молодой человек теперь знает, что вы серьезно обеспокоены о нем, что вы готовы дать ему поддержку и защиту от падения. Если же вы не реагируете, дети думают, что они остались без вашего внимания, без надежды на помощь с вашей стороны. Это повергает их в состояние беспомощности и ощущение безвыходной ситуации, они думают, что остались один на один со своими проблемами, никто не собирается им помогать, и от этого им становится намного-намного хуже.

Но каким же образом родителям распознать показательные, определяющие сигналы о том, что уже пора действовать, пора искать дополнительные ресурсы к изменению ситуации, обратиться за помощью к специалистам?

Вот несколько вопросов, которые подсказывают родителям, что пора проявить бдительность, или даже во всю бить тревогу, и требуется помощь психолога или психиатра.

  1. Насколько нетипично поведение вашего ребенка? Какие из его поведенческих реакций необычны для него? Что в его поведении противоречит его обычному стилю, его обычным чертам характера? Например, обычно спокойный молодой человек проявляет частые вспышки гнева, что раньше происходило достаточно редко.
  2. Как долго длится тревожащее вас поведение ребенка? Это происходит постоянно на протяжении трех месяцев и более, несмотря на ваши попытки указать ему на это, и вашу помощь ему справиться с этим? Например, обычно общительная девушка, практически перестает общаться с подругами и приятелями, и все более и более изолирует себя от общества в целом.
  3. Какое коммуникативное поведение у подростка с вами? Хочет ли молодой человек говорить о том, что с ним происходит? (Или говорит ли об этом?) Например, на все ваши вопросы или указания на перемены в нем он настаивает на том, что с ним все в полном порядке, что ничего не случилось, ничего не происходит необычного, несмотря на не свойственное ему поведение, которое говорит об обратном.
  4. Какие новые поведенческие привычки плохо влияют на его жизнь? Стал ли его обычный в целом здоровый образ жизни нездоровым? Например, бессонница по ночам становится причиной его вялости и усталости в школе в течении дня.
  5. Какие болезненные эмоциональные проявления появились у ребенка? Например, замечаете ли вы у него постоянное, ощутимое, давящее недовольство? Это может быть очевидная нервозность по утрам перед тем, как идти в школу, или тревожное состояние перед встречей с кем-то, особые проявления вспышек гнева перед какими-то определенными ситуациями (встречами, занятиями, приходом кого-то в дом, или к нему лично).
  6. Влияет ли его новое поведение на его интересы, или обычные отношение к чему-либо? Если влияет, то каким образом? Например, его перестали интересовать обычно занимающие его вещи, изменились вкусы, пристрастия. Он игнорирует их, или нарочито подчеркивает, что они перестали быть для него важными и привлекательными. Например, могут поменяться пищевые привычки, он (она) может заявлять совершенно новые для себя приоритеты в еде – важным стал теперь не вкус еды, а сохранение фигуры.
  7. Проявляется ли опасное поведение у подростка – поведение, которое опасно для его жизни или жизни окружающих его людей? Например, под чьим-либо влиянием подросток начинает принимать необдуманные решения или нарушать общественные правила.
  8. Рассказывает ли вам еще кто-либо об отклонениях в поведении ребенка? Возможно, кто-то, кто работает или учится с молодым человеком, учитель, психолог, директор учебного заведения (или другой работник), соседи или друзья – выразили вам свою озабоченность изменениями в его поведении? Например, учитель может рассказать, что девушка реагирует чрезмерно чувствительно на безобидные замечания сверстников (неоправданными вспышками гнева или плачем).

Если отвечая на эти вопросы, у вас возникает все больше беспокойства, если почти в каждом вопросе вы видите отражение поведения своего ребенка, или вы начали все больше сомневаться в безопасности поведения своего ребенка-подростка, то вам следует обратиться к психологу – хотя бы ради того, чтобы проверить свои опасения, возможно, развеять их, или получить дополнительные сведения и консультацию специалиста.

 

 

При воспроизведении материалов сайта psyhealth.ru обязательна ссылка на сайт psyhealth.ru.