Home Page Image
 

тел.: +7 909 99 77 092
e-mail: pchelinamaria@yandex.ru
Адрес

 


Телевидение, компьютерные игры, интернет — и психическое здоровье ребенка

Мария Пчелина

 

Все чаще родители используют телевизор, компьютерные игрушки и интернет как электронную "няню" для своих детей. Они становится полной или частичной заменой живой няни, детского сада или группы продленного дня для школьников. Отрицательные последствия такого пассивного развлечения накапливаются постепенно, и результаты подобного времяпрепровождения могут быть очень и очень серьезными — обедняется воображение и эмоциональное выражение детей, обедняется круг общения и навыки коммуникации, формируется ложное чувство реальности. Например, телевидение несет огромнейшую воспитательную нагрузку, демонстрируя ребенку, как люди могут — или, чаще всего, не могут — уживаться друг с другом.

Предлагаемые образы и информация значительно повлияют на психику ребенка любого возраста, включая старших подростков, а в особенности на детей младше 5 лет. Перенасыщение каналов интернета и телевидения рекламой чревато потерей способности ребенка отличать правду от обмана. Яркие образы — фото, мультипликация, видеоряд — разрушающе действуют на восприятие детей. Очевиден и вред от театрализованной жестокости. Дети часто натыкаются и "останавливаются" на фильмах и программах, предназначенных для взрослых, в которых демонстрируется жестокость, насилие и секс. Это может вызвать у маленьких детей нездоровые фантазии. Такие образы способствуют вспышкам страха или ярости.
Если понаблюдать за малышами, то легко заметить, что просмотр даже детских передач или спокойных мультфильмов, предназначенных для соответствующего возраста детских игр — более 20 минут кряду, приводит их к чрезмерному возбуждению и агрессивному поведению. Что уж говорить о продолжительном сидении у экранов за "диснеевскими" яркими мультфильмами, менее качественными играми и передачами для взрослых!

Дети редко выражают свои фантазии, сопровождающие их впечатления и чувства от увиденного, иначе чем агрессия или страх — так как это самые легкие пути выражения своих эмоций. Таким проявлениям, как сочувствие, сопереживание, умение — надо учиться. С выражением радости другая проблема — радость, удовольствие, благодарность, похвала — в наши дни крайне редко выражается в принципе, и тем более на экранах мониторов и телефизоров. Дети также могут попытаться подавить свои эмоции или выплеснуть их позже, но обычно без особого успеха, так как они не умеют как следует разбираться в них и управлять ими - ровно этому их и должны найчить взрослые.

К сожалению, слово "пагубность", пожалуй, наиболее подходяще, когда речь идет о том влиянии, которое оказывают на детей телевидение, компьютерные игры или интернет. Каждый, кто посмотрит телевизор вместе с ребенком, может убедиться, на сколько сильно дети поглощены этим зрелищем; маленькие дети совершенно не способны противостоять завораживающей привлекательности экранных картинок и звуков.

Кроме того по своей природе дети энергичны, подвижны, любят впечатления, но, к сожалению, теле-, игро- и интернет- индустрия лишает их проявлени этих качеств. Это еще один минус.

 

Что могут сделать родители?

Что могут сделать родители, чтобы оградить прекрасный мир детства и защитить своих детей от вредных и неуместных для их возраста переживаний?

Прежде всего, они должны узнать все о детских программах. Родители должны заранее выбирать и определять передачи, которые их дети будут смотреть на текущей неделе.

Родители должны твердо соблюдать правило 15-20 минут для детей младше 6-7 лет. Можно делать перерывы на час, потом снова 15-20 минут просмотра или игры. Более старшим можно разрешать проводить за компьютером, электронными игрушками или телевизором больше времени. Если родители внимательны, то довольно быстро определят, через какое время ребенок становится эмоционально неустойчивым. Это проявляется в реакциях на просьбы, реакциях на рребования прекратить просмотр передачь/фильмов или игры.

Многие родители не могут следить за всем, что смотрит их ребенок по телевизору. В таких случаях родители всегда, когда это возможно, должны обсуждать с детьми, какие передачи они посмотрели. Если ребенок отказывается, они должны подчеркнуть, что готовы обсуждать все, что смотрит их ребенок. Ребенок всегда должен иметь возможность обсудить с родителями увиденное, независимо от того, какие образы и чувства возникают у него от просмотра или игр. Ни в коем случае нельзя показывать ребенку испуг или негодование тем, что Вы услышите от него, так как в следующий раз он ни за что не поделится своими чувствами.

Дети никогда не должны смотреть передачи, адресованные только взрослым, или играть в игры, предназначенные более старшему возрасту. Даже небольшие дозы таких программ или игр разрушительны. Вы можете не знать или не замечать, что та или иная игра (предназначенная ребенку всего на 2 года более старшему, чем ваш) разрушающе действует на его нервную систему, чрезмерно возбуждает ум красками, образами или звуками. Особенно осторожно нужно быть с подростками. Подростку нужно терпеливо и спокойно объяснить, почему ту или иную передачу ему не следует смотреть, чем просто не дать ее смотреть без всяких объяснений и обоснований.

Родители должны воздерживаться от использования телевизора в качестве няни. Такая практика оставляет ребенка без присмотра и лишает нормального человеческого общения, лишает игр и приобретения здорового жизненного опыта. В тоже время, запрещать ребенку смотреть телевизор в ультимативной форме вредно для его нормального поведения и адаптации в социуме.

 

 

При воспроизведении материалов сайта psyhealth.ru обязательна ссылка на сайт psyhealth.ru.

 

 

Анорексия       Булимия       Неконтролируемое переедание    Другие пищевые зависимости       Индекс массы тела    Оптимальное лечение       Вопросы       Родителям и близким    Чем вы можете помочь?       Куда обращаться за помощью?       Статьи       Книги       Новости       Истории выздоровления    Психотерапевтический Форум       Архив       Ссылки