Home Page Image
 

тел.: +7 909 99 77 092
e-mail: pchelinamaria@yandex.ru
Адрес

 


С какого возраста идти в школу?

Мария Пчелина

 

Сегодня многие дети поступают в школу и включаются в учебную деятельность не с 7, а с 6 лет. Многие родители считают, что таким образом их ребенок развивается быстрее, а зачастую это мотивируется не интересами ребенка, а родительскими социальными ожиданиями.
В связи с этим у психологов и учителей (не только младших, но и старших классов, так как на них в последствии эта проблема также ложится тяжким бременем) возникает множество вопросов, требующих специального освещения и обсуждения.

— Если 6-летний ребенок начинает учиться в школе, значит ли это, что он осваивает окружающий мир и учится быстрее, поднимаясь на следующую возрастную ступень развития?
— Полезно ли в этом возрасте включаться в школьное обучение?
— Должно ли обучение для шестилеток отличаться от обычного процесса обучения в школе?
— Все ли дети могут учиться с 6 лет?

 

Психические особенности 6-летних детей

Все психологи, работающие с 6-летними детьми, приходят к одному и тому же выводу: 6-летний первоклассник по уровню своего психического развития остается дошкольником. Это значит, что егоособенности мышления соответствуют детям дошкольного возраста, независимо от того, пошел ли он в школу или нет. Например, у него преобладает произвольная память - запоминается главным образом то, что интересно, а не то, что нужно запомнить; специфика внимания такова, что ребенок способен продуктивно заниматься одним и тем же делом не более 10-15 минут.
Трудность с произвольным поведением одна из самых значительных - в дошкольном возрасте произвольность только начинает формироваться. Конечно, ребенок уже может какое-то время управлять своим поведением, сознательно добиваться достижения поставленной перед ним цели, но он легко отвлекается от своих намерений, переключаясь на что-то неожиданное, новое, привлекательное.

 

Личностные особенности 6-летних детей

Особенности личности 6-летних детей создают дополнительные трудности в процессе обучения. Познавательные мотивы, адекватные задачам обучения, еще неустойчивы и находятся под влиянием конкретных ситуаций. Поэтому во время учебных занятий у большинства детей они появляются и поддерживаются только благодаря усилиям учителя.
Для большинства дошкольников характерна завышенная самооценка. Это приводит к тому, что им трудно понять критерии педагогической оценки. Они считают оценку своей учебной работы оценкой личности в целом, и когда учитель говорит: "Ты сделал неправильно", — это воспринимается, как "Ты плохой". Получение отрицательных оценок, замечаний вызывает тревожность и состояние дискомфорта. Неустойчивость поведения, зависящего от эмоционального состояния ребенка, осложняет как отношения с педагогом, так и коллективную работу на уроке. У 6-летних детей недостаточно сформирован механизм регуляции деятельности, опирающийся на социальные нормы и правила. Это проявляется в том, что их активность, творческая инициатива не могут проявляться в условиях жестких требований, строго регламентированного общения. Например, он может разукрасить указанный предмет не в нужный цвет, а в тот, который ему больше нравиться, и если его порицают, у него возникает обида и боязнь ошибиться в следующий раз. Довольно часто встречающийся в наших школах авторитарный стиль общения с детьми 6 лет не просто нежелателен - он недопустим.

 

Как должен учится шестилетний ребенок?

Я не буду перечислять все особенности развития дошкольника. Очевидно одно: детей с 6 лет обучать трудно и такое обучение должно строиться с учетом специфики их развития.
Например, такое обучение предполагает продолжительность урока не больше 35 минут, в перерывах игры и разминки, физкультурные упражнения, обязателен дневной сон и отсутствие домашних заданий. Дети, обучающиеся с 6 лет должны проходить стандартную трехлетнюю программу начальной школы за четыре года. Причем, для них необходимы специальные учебные программы и методы обучения. Нельзя давать задания, типичные для традиционного школьного обучения— требующие длительного сосредоточения на одном предмете, выполнения серий монотонных точных движений и т.п. К сожалению, на сегодняшний день, совсем не много школ могут позволить себе реализовать все принципы обучения шестилеток, сохраняется ряд проблем, и прежде всего психологических.

Комплексное обследование разных сторон развития 6-летних детей показало, что они чувствуют себя спокойнее и увереннее — психологически комфортно — при обучении в подготовительных группах детского сада, по сравнению с первыми классами школы. И дело здесь не только в том, что условия детского сада привычнее для ребенка (а этим во много раз облегчается процесс адаптации ребенка к новой, учебной деятельности). И даже не в том, что благоприятные условия смогли создать не во всех школах. Главная причина заключается в том, что детсадовский ритм жизни, стиль общения детей со взрослым человеком и между собой больше всего отвечает уровню развития психики ребенка-дошкольника. В силу своей эмоциональной и социальной нестабильности, в силу трудностей приспособления к новым условиям и отношениям (к которым ребенок еще морально не готов) 6-летний ребенок остро нуждается в непосредственных эмоциональных контактах. А в формализованных условиях школьного обучения эта потребность не удовлетворяется.
Известнейший советский психолог Д. Б. Эльконин считал, что вместо организации школьного обучения с 6 лет целесообразнее расширить сеть подготовительных групп детских садов, в которых удобнее готовить детей к школе — поскольку детям в детском саду лучше, они живут более полной, более многообразной жизнью и выглядят жизнерадостнее и здоровее, чем их сверстники-школьники.

 

Что происходит с 6-летним ребенком в школе?

Что же происходит с ребенком, если он все-таки попадает в формализованную систему школьного обучения, в которой недостаточно учитываются его возрастные особенности?
Как показали проводившиеся в школах исследования, у детей часто ухудшается состояние здоровья: может снижаться вес, уменьшаться количество гемоглобина в крови, снижается острота зрения, появляются головные боли. В связи с ухудшением общего самочувствия ребенок начинает часто болеть, понижается его итак невысокая работоспособность. В отдельных случаях появляются неврозы, школьная дезадаптация.
На первоначальном этапе приспособления к новой школьной жизни все 6-летние дети испытывают трудности адаптации. Они напряжены не только физически, но и психологически. У некоторых появляются вялость, плаксивость, нарушается аппетит и сон, другие перевозбуждаются, становятся раздражительными и вспыльчивыми. Все они переутомляются из-за перегрузок, которые испытывают в школе.

Помимо общих проблем обучения 6-летних детей, которые были здесь перечислены, нельзя забывать и об индивидуальных различиях. В зависимости от многих факторов, в первую очередь, личностных особенностей развития психики ребенка, психолог может приветствовать обучение с 6 лет или возражать против него. К каждому ребенку он подходит индивидуально. Решить, следует 6-летнему малышу поступать в школу или лучше годик подождать — значит, определить его готовность к школьному обучению.

 

Все ли дети могут учиться с 6 лет?

По данным некоторых психологических исследований примерно треть 7-летних первоклассников недостаточно готова к школе. С 6-летними ситуация выглядит еще более сложной. Безусловно среди них есть дети, готовые к школьному обучению, но их меньшинство. По некоторым данным среди поступающих 6-летних детей около 40% имеют внутреннюю позицию школьника, у остальных она отсутствует.
Ученики с личностной неготовностью к обучению, проявляя детскую непосредственность, на уроке отвечают одновременно, не поднимая руки и перебивая друг друга, делятся с учителем своими соображениями и чувствами. Например, на уроке математики звучит задача: "дети поехали за грибами. Гриша нашел три белых гриба, а Маша 2 сыроежки. Сколько всего грибов нашли дети?", 6-летние первоклассники, едва дослушав, сообщают: "А мы тоже ездили за грибами!" "А мы белых не нашли". Кроме того, они обычно включаются в работу при непосредственном обращении к ним учителя, а в остальное время отвлекаются, не следят за происходящим в классе, нарушают дисциплину, что разрушает их собственную учебную работу и мешает остальным ученикам. Имея завышенную самооценку, они обижаются на замечания. Когда учитель и родители выражают недовольство их поведением и учебными неудачами, они жалуются на то, что уроки неинтересные, школа плохая или учительница злая.. Мотивационная незрелость, присущая этим детям, часто влечет за собой пробелы в знаниях, низкую продуктивность учебной деятельности.

 

Литература:
Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
Венгер Л. А., Венгер А. Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М., 1994.
Кулагина И. Ю. Возрастная психология. М., 1996.
Петровский А. В. Проблема развития личности с позиции социальной психологии. // Вопросы психологии. 1984, N 4.

См. статью "Психологическая готовность к школе"

 

 

При воспроизведении материалов сайта psyhealth.ru обязательна ссылка на сайт psyhealth.ru.

 

 

Анорексия       Булимия       Неконтролируемое переедание    Другие пищевые зависимости       Индекс массы тела    Оптимальное лечение       Вопросы       Родителям и близким    Чем вы можете помочь?       Куда обращаться за помощью?       Статьи       Книги       Новости       Истории выздоровления    Психотерапевтический Форум       Архив       Ссылки