Home Page Image
 

тел.: +7 909 99 77 092
e-mail: pchelinamaria@yandex.ru
Адрес

 


Здоров ли мой ребенок?

Мария Пчелина

 

Каждый ребенок — индивидуальность. Тонкое взаимодействие с природой, наследственная предрасположенность, воспитание, влияние окружения делают каждого ребенка уникальным. Но несмотря на это, все дети в процессе роста и развития проходят, в общем, один путь с определенным набором общих особенностей. Информация о тех или иных достижениях ребенка одновременно и радует, и волнует родителей. Оценивать ее нужно крайне осторожно, так как все дети по различным признакам отличаются от некоего идеального теоретического "среднего уровня". Оставаясь здоровым ребенок может в чем-то превышать стандарты роста и развития, а в чем-то и отставать.

Чем руководствоваться жестким стандартом, правильнее думать о нормальном диапазоне, с которым и следует сравнивать развитие ребенка в соответствии с его возрастом. Осознание нормы как диапазона позволяет большинству родителей спокойно наблюдать за достижениями или неудачами своего ребенка, если они укладываются в нормальные рамки значений параметров детей того же возраста. И только, если родители замечают, что развитие их ребенка имеет значительные отклонения от этого диапазона, поднимают тревогу и обращаются к специалистам.

Таблицы и графики не могут считаться надежным критерием для определения уровня развития ребенка. Фактически, при взрослении некоторые уникальные характеристики становятся более выраженными, и к ним становится трудно применить "средние показатели".

 

Дошкольный период

Насколько дети дошкольного периода могут быть прелестны и очаровательны, настолько же они способны раздражать и разочаровывать своих родителей.

Дошкольнику необходимо многому научиться, сочетать быстрое приобретение сложных навыков (таких как овладение речью) с возрастающим количеством новых требований (например, вежливое обращение, уборка своей постели, комнаты). Поступки ребенка, провоцируемые возможным при этом конфликтом, могут быть достойны как порицания, так и похвалы. Поэтому зачастую родителям бывает крайне трудно сохранить объективность и понять, нужно ли считать их подлинным сигналом тревоги.

К 3 годам ребенок, как правило, умеет стоять на одной ноге, подниматься по лестнице, ездить на трехколесном велосипеде. В 4 года многие дети могут прыгать на одной ноге, бросать мяч рукой и управляться с ножницами с той или иной степенью ловкости. В 2,5 - 4 года многие дети умеют самостоятельно ходить в туалет. (Это означает овладение не только физическими навыками, как считает большинство родителей, но и серьезными психическими функциями своего организма.) На сколько быстро и полно ребенок овладевает этими навыками в большей степени зависит от поощрения и помощи родителей, чем от его собственных способностей.

Освоение навыков речи обычно происходит параллельно двигательному совершенствованию. Если примерно к 2 годам большинство детей умеет произносить некоторое количество слов и составлять предложения из двух-трех слов, могут правильно называть части тела и выражать отрицания, то к трем годам словарь ребенка значительно расширяется и достигает нескольких сотен слов. Ребенок с легкостью использует короткие предложения и умеет задавать вопросы.
Родителям необходимо помнить, что детям этого возраста свойственно делать ошибки в произношении. Дети осваивают мир языка постепенно, как и внешний мир, и, чтобы не подавить их творческую активность, не надо сердиться и поправлять их слишком часто. К 6-7 годам большинство ошибок исчезает, и речь ребенка становится более гладкой и правильной. Дети ощущают легкость разговора, и это выражается в их стремлении рассказывать истории (зачастую фантастические) любому, кто готов их слушать.

К четырехлетнему возрасту дети постепенно понимают значения символов: начинают играть в игрушечный дом и другие подобные игры, обходясь малым количеством реальных предметов или не используя их вообще. Пусть не пугает мам и пап, если их ребенок играет всего лишь с одной единственной сломанной машинкой, или даже палкой, найденной во дворе, хотя вся его комната завалена новенькими игрушками. Наоборот, это очень хорошо, так как большое количество различных игрушек тормозит развитие воображение ребенка.

 

Школьный возраст

Между 5 и 12 годами физическое развитие ребенка замедляется, но психика продолжает развиваться быстро. Школьники учатся уравновешивать свои потребности и желания с требованиями общества. При этом их собственное физическое, моральное, социальное, интеллектуальное и эмоциональное развитие может вводить их в заблуждение. А кроме того, дети обнаруживают существование новых взрослых ролей (учителей, тренеров и др.) и различные системы взглядов и ценностей (например, школьную и домашнюю).

Перед ребенком встают как внутренние, так и внешние проблемы. В частности, достижение чувства самоуважения с помощью особых знаний в некоторых областях или с помощью агрессии и других способов подавления окружающих. Поиски создания устойчивого самоуважения и позитивной самооценки неизбежно влекут некоторое разочарование и появление болезненных переживаний. Временами практически любым ребенком овладевает чувство незащищенности. Он может начать дразнить одноклассников больше обычного, или, наоборот, может начать жаловаться родителям на то, что его никто не любит. Ребенок, избегая опасности отвержения, может добиваться признания сверстников даже ценой потери индивидуальности. А желая добиться родительской похвалы и уважения может провоцировать конфликты и ревность со стороны братьев или сестер, а также и самих родителей. В этот период для ребенка очень важна родительская поддержка и тактичное внимание.

В старших классах подростки начинают добиваться независимости и самостоятельности, проверяя ограничения, наложенные на него взрослыми, например, такими проявлениями как курении, использовании жаргона и нарушении мелких, а иногда и основных правил. В этом возрасте для подростков самым важным критерием оценки их самих и их деятельности является мнение сверстников, поэтому зачастую, они игнорируют замечания родителей. Родителям в это период не стоит усиленно настаивать на внимании детей, лучше невербально показывать им свою поддержку и любовь.

В этом возрасте школьники и школьницы начинают лучше понимать особенности своего тела и организма, например, рассматривая и касаясь тела сверстников (обычно своего пола), или с помощью мастурбации. Крайне важно в этом возрасте привить правильное отношение к собственному телу, так как современные подростки часто идут в этом вопросе на поводу моды даже в ущерб собственному здоровью.

По мере решения всех этих задач у школьника развиваются навыки познания окружающего его мира, например:

— способность к концентрации и удержанию внимания при выполнении длительной монотонной работы;
— понимание причинно-следственных связей;
— развитие долговременной и кратковременной памяти;
— способность к анализу сложных ситуаций и обобщениям, необходимым для будущих действий;
— развитие речи, требующее совершенствования физических и психических навыков и сравнимое с умением ходить по своему значению для формирования самоуважения;
— умение читать, писать и считать.

Достижения в этих областях позволяют ребенку устанавливать свои собственные задачи и добиваться успеха в их решении. Если ребенок испытывает трудности в более, чем в одном из перечисленных навыков и не может компенсировать неудачу в одном успехом в других — он рискует потерять положительную самооценку.

Родителям очень важно понимать, что их необычно агрессивный, неуспевающий в школе или отверженный сверстниками ребенок не является лентяем и хулиганом. Скорее всего он просто плохо подготовлен к встрече с новыми трудностями по внутренним или внешним причинам. Такой ребенок нуждается в особой поддержке родителей других членов семьи и иногда профессионалов. Правда, тоже самое можно сказать и о любом ребенке школьного или дошкольного возраста. Возникающие сложности родители должны обсуждать с учителями, воспитателями и психологом.

 

При воспроизведении материалов сайта psyhealth.ru обязательна ссылка на сайт psyhealth.ru.

 

 

Анорексия       Булимия       Неконтролируемое переедание    Другие пищевые зависимости       Индекс массы тела    Оптимальное лечение       Вопросы       Родителям и близким    Чем вы можете помочь?       Куда обращаться за помощью?       Статьи       Книги       Новости       Истории выздоровления    Психотерапевтический Форум       Архив       Ссылки