Home Page Image
 

тел.: +7 909 99 77 092
e-mail: pchelinamaria@yandex.ru
Адрес

 


Выражение агрессии у детей и умение ею управлять

Мария Пчелина

 

Наверное, многие родители обращают внимание на то, что их очаровательным малышам намного больше по душе не царевны, принцессы, прекрасные принцы, а совсем противоположные герои — Баба Яга, кощеи бессмертные и т. д. Дети с упоением рисуют своих кумиров, придумывают с ними истории, в которых они же и оказываются победителями. Дошкольники легко попадают под очарование таких мультипликационных персонажей, как чудовища или супергерои.

Нужно ли пугаться такого поведения ребенка и что оно означает?
Оказывается эти персонажи необходимы ребенку и важны для его полноценного и разностороннего развития, так как на них он отрабатывает свои негативные эмоции. Они помогают ребенку отработать страх перед агрессией и собственные агрессивные желания в конфликте между жаждой власти и стремлением к защищенности. Воображаемые существа обогащают детскую фантазию и готовят ребенка к принятию правил мира взрослых. На пример, четырехлетние дети, находясь в ролях "папы" и "мамы", играя в "дочки-матери", разговаривают друг с другом имитируя интонации собственных родителей - так они учатся взаимоотношениям в семье, учатся понимать поведение друг друга и взрослых. Точно так же играя в разбойников и чудовищ, прорисовывая их, дети учат выражению гнева и агрессии. Благодаря этому малыши учатся управлять своими разрушительными эмоциями, учатся тому, как правильно их проявлять, а нет.

 

Детские истории

К 6-7 годам большинство дошкольников умеют достаточно гладко и правильно излагать свои мысли. Дети начинают "чувствовать" язык, ощущают легкость разговора. Очень часто такое наслаждение собственной речью, собственным изложением своих мыслей и впечатлений, выражается в стремлении рассказывать истории. Часто эти истории носят не просто слегка приукрашенный характер, а просто-таки фантастический, с полностью выдуманными героями и сюжетом. Это также помогает ребенку осмысливать окружающую действительность, ухватывать причинно-следственные связи.
Сюжеты таких историй рождаются в развивающемся детском воображении по тому же сюжету, по которому ребенок создает свое представление об окружающем мире. Родителей не должно пугать, что это представление не всегда соответствует действительности, ведь дети только учатся. Большинство дошкольников лишь в малой степени могут понять то, что взрослые считают логичным. Они создают собственную реальность, которая не выглядит для взрослых объективно достоверной. Помните Карлсона, который не мог понять принципа работы телевизора, а был уверен в том, что в доме у Малыша "завелась говорящая голова". Эта история наглядно показывает, как трехлетний ребенок, к примеру, может совершенно искренне считать и убеждать всех, что в телевизоре живут маленькие человечки, поскольку они все время появляются на экране. А позже составить об их жизни и целый рассказ. Все это помогает ребенку постепенно понимать мир, его причинно-следственные связи. По достижении четырехлетнего возраста способности к логическим рассуждениям обычно начинают развиваться.

По мере того, как растет осознание ребенком его сходства и отличия от окружающих и мира вообще, он начинает больше играть со сверстниками. Игры приносят детям массу удовольствия. Но наряду с этим появляется больше поводов для злобы и разочарования стремлениями другого ребенка. Негативные эмоции выражаются вспышками раздражения в результате, казалось бы, незначительного события. Иногда эти разряды злобны, появляются еще в ползунковом периоде и продолжают возникать в течении года. Подобные состояния наблюдаются не у всех детей. Каждый ребенок по-своему справляется с гневом и разочарованием.

 

Как справляться со вспышками гнева ребенка?

Родители должны помогать ребенку справляться с этими чувствами, признать их обоснованность, но умело ограничивать детскую агрессивность. Способ, которым ребенок справляется с собственной агрессивностью, может оказаться противоположным родительскому стилю поведения. В ситуации слишком сильного различия в темпераментах родители успеют почувствовать разочарование, прежде, чем научатся признавать стиль поведения своего ребенка и приспособятся к нему. Вообще надо сказать, что это крайне трудная работа научить ребенка правильно выражать свои эмоции и направлять их в нужное русло. Эта задача требует от родителей большого терпения, понимания и умения (то есть, порой, родителям самим приходиться учиться, прежде, чем они смогут научить свое чадо). Например, оставаясь хладнокровными, родители могут показать пример правильного поведения, и этим окажут большое влияние на ребенка. Попытайтесь не обращать внимание на злобные взрывы вашего ребенка, но поощряйте его за хорошее поведение. Если наказание действительно необходимо, пусть оно будет разумным и гуманным. Ребенок должен понимать, что конкретно от него требуется. Например, для него не достаточно "дежурных" слов "вести себя хорошо или плохо", необходимо дать более конкретное определение его поведения: "не злись", "не раздражайся". Возможности ребенка приспосабливаться к ситуации, к чужому мнению и поведению, возрастут многократно, если вы сможете продемонстрировать конструктивный путь борьбы с негативными эмоциями.

Для родителей настанет более спокойное время, когда им удается справиться со гневными выходками детей. Надо признать нормальным и временным проявление таких эмоций. Ребенку требуется время, чтобы научиться контролировать эти импульсы и понять сложившиеся правила поведения.

 

При воспроизведении материалов сайта psyhealth.ru обязательна ссылка на сайт psyhealth.ru.

 

 

Анорексия       Булимия       Неконтролируемое переедание    Другие пищевые зависимости       Индекс массы тела    Оптимальное лечение       Вопросы       Родителям и близким    Чем вы можете помочь?       Куда обращаться за помощью?       Статьи       Книги       Новости       Истории выздоровления    Психотерапевтический Форум       Архив       Ссылки