Home Page Image
 

тел.: +7 909 99 77 092
e-mail: pchelinamaria@yandex.ru
Адрес

 


Ребенок боится идти к врачу

Мария Пчелина

 

Ребенок боится идти к врачу — знакомая ситуация для любого родителя — не правда ли?

Обычно это становится проблемой начиная с возраста 3-4 лет. Дело в том, что к этому моменту маленький ребенок начинает активно соображать, улавливает причинно-следственные связи, у него прекрасно работает память и отлично развито воображение. Вот эти три фактора начинают влиять на его желание или нежелание идти к врачу. И, конечно же, отказ идти к врачу связан, главным образом, с какими-то негативными впечатления от предыдущих посещений, а так же часто с негативными "неаккуратными" отзывами взрослых о врачах.

Что же можно и нужно предпринять, когда Вам вместе с Вашим ребенком предстоит посещение поликлиники и больницы? Как уговорить ребенка пойти к зубному, сдать анализы и т.п.?

Самое главное, чтобы родители с пониманием отнеслись к ожиданиям и страхам ребенка. Вспомните себя. Как правило, любой человек волнуется перед посещением врача, ведь зачастую этот визит связан не с самыми приятными ощущениями. А для ребенка это событие особенно важно — от того насколько комфортно он будет чувствовать себя у врача зависят все его дальнейшие посещения подобного типа. Поэтому в первую очередь необходимо соответствующим образом подготовить малыша, желательно задолго до того момента, когда ему предстоит та или иная процедура.

Вот несколько практических советов, как это можно сделать:

 

Первое

Обязательно надо говорить о посещении врача заранее, то есть, чтобы ребенок не узнал об этом в последний момент, переддверью кабинета. Если ему сказать о враче в последний момент, то малыш будет чувствовать себя обманутым, и в дальнейшем будет всегда подозревать подвох со стороны взрослых.
Начинать готовить к врачам надо примерно за полгода до того, как предстоят какие-либо процедуры. Подготовка — это не разовая акция, а постоянный труд в течении нескольких недель или месяцев. Но не надо перебарщивать. Все должно объясняться как бы спонтанно и не чаще одного-двух раз в неделю.

Хорошо, если родители вместе с детьми смогут заранее посетить больницу или поликлинику "без видимой причины", познакомиться с врачами, их кабинетами. Рассказать малышу, чем занимаются врачи, как и кого лечат. Рассказывать нужно настолько подробно, насколько позволяет уровень развития ребенка. Это очень успокаивает ребенка и придает ему уверенности и в дальнейшем.
Частая ошибка родителей состоит в том, что они начинают это делать уже непосредственно перед дверью врача, когда все на нервах и ребенок плачет.

 

Второе

Надо честно говорить, будет ли больно. Но говорить примерно так, что будет больно только чуть-чуть, например, когда берут кровь, объясняют, что больно бывает только первые секунды.

Если перед новым посещением врача уже была прежде неприятная для ребенка процедура, то нужно объяснять, что на этот раз будет совсем другая процедура, чем была прежде (и максимально подробно для его уровня объяснить ее). Даже если ребенок не помнит, какая именно была операция, но бессознательно помнит боль во время нее, то говорите так: "тебе как-то делали операцию, но в этот раз будет совсем другая. В тот раз мы лечили тебе то-то (например, горлышко), а в этот зубы (или что-то другое)".
Максимально подробно объясняйте все, что будет происходить у врача. Не думайте, что ребенок маленький и ничего не понимает. На своем уровне он прекрасно все поймет — ! не бойтесь ему все подробно объяснять ! Чем лучше Вы ему объясните, тем и Вы сами будете увереннее себя чувствовать, а Ваша уверенность перейдет и к нему.

 

Третье

Заранее приводите примеры. Желательно свои собственные: папины, мамины, дедушкины, бабушкины, и примеры сверстников. Но не назидательно, а просто. Причем делайте это много заранее, а не перед операцией. Например: "Папа вчера ходил к врачу лечить зубы. А дедушка — в прошлом году." "А когда бабушка была маленькой, она тоже ..." Малыш обязательно начнет расспрашивать, как ТАМ все было. Не надо приукрашивать. Честно скажите: "Папе тоже было чуточку больно, но он у нас храбрый, он ничего не боится. А тем более врачей, потому что они лечат, делают добро. Иногда бывает немножечко больно. А еще у папы были мы с тобой, мы его поддерживали, подбадривали. Вот если ты когда-нибудь пойдешь к зубному врачу, мы с папой обязательно будем тебя поддерживать тоже." И т.д.
Кроме психологической подготовки, Вы еще и обучаете ребенка быть храбрым. Он понимает, что бояться не стыдно, все боятся. Главное - преодолеть этот страх. А если Вы еще говорите о поддержке близких, то он учится и сопереживанию, сочувствию, взаимопомощи, отзывчивости. НО! такие примеры нельзя привязывать к конкретной ситуации ближайшего похода к врачу. Их надо проговаривать, абстрактно, как бы случайно — вдруг к слову пришлось, вспомнилось — иначе, малыши чувствуют подвох.

 

Четвертое

Возможно, что ребенок боится врача по каким-то своим глубоким переживаниям — когда-то был испуг, страх, какие-то соображения или еще что-то. Например, некоторые дети думают, что их отправляют к врачу в качестве наказания за провинность, или что родители оставят их в поликлинике одних.
В этих случаях ребенку недостаточны общие объяснения. Необходимо очень терпеливо выяснять эти моменты. Для этого детям нужно помогать задавать вопросы, помогать рассказывать о своих страхах и переживаниях.
Предложите им поиграть во врача — но не настаивайте, если они отказываются. А постарайтесь выяснить, почему именно они не хотят !но очень осторожно! Слушайте не только то, что они отвечают, но и то, что они не говорят. Дети многое не могут сказать по многим причинам - не достаточно знают выражений, не могут выразить свои эмоции словами (а значит, и страхи или опасения), часто они не могут даже определить что именно им не нравится — они ведь живут чувствами, а не определениями (например, их напугало чье-то выражение лица, но как им выразить это?) Поэтому Ваша задача очень аккуратно (чтобы не допустить лишней тревоги) помочь выразить ребенку свой страх.
Это очень "тонкая" работа — убрать испуг, страх или тревогу ребенка, она требует от взрослых терпение и умения. Иногда, например, вовсе не надо проговаривать (определять) страх ребенка, который Вы обнаружили (потому что он может еще больше испугаться и замкнуться). В такой ситуации — если Вы нащупали корень тревоги, но чувствуете, что ребенок слишком напрягается - не облекая свои соображения в вопрос (типа: тебя напугала эта тетя?, или: ты боишься этого инструмента?), надо подробно и пространно объяснять ребенку (например, что тети там работают разные, в этот раз будет другая; или подробно объяснить, как работает машина и зачем).
Обычно после таких игр и рассказов удается избавить ребенка от опасений и неуверенности. Одновременно они успокаивают и расширяют его кругозор.

 

Пятое

Почти все дети боятся крови. Из-за этого боятся сдавать кровь, ходить к зубному и т.д. Мы с мужем многое перепробовали. Объяснения, что это надо не помогали. Но однажды, когда дочь разбила губу и в панике кричала "Кровь", муж объяснил ей, что организм так устроен — чтобы все работало в нем хорошо, когда появляется ранка, он выделяет НЕМНОЖЕЧКО крови, чтобы вся остальная осталась внутри. Ее такое объяснение вполне удовлетворило, больше она не переживает, когда видит кровь (ей тогда было 3,5 года).
Возможно, Вашему конкретно Вашему ребенку такое объяснение не поможет, но обязательно найдется какое-то другое, после которого ему станет намного спокойнее. Пробуйте, ищите.

 

Шестое

Ваша собственная внутренняя уверенность и спокойствие во всех штатных и нештатных ситуациях.
Отбросьте стыд, страх и любые дела. Будьте полностью с малышом. Будучи у врача не суетитесь, никуда не торопитесь, и соблюдайте только интересы ребенка (не потакая ему). Например: подошла Ваша очередь, а он вдруг захотел в туалет (причем дети часто хотят в туалет именно перед дверью врача на почве страха). Не отговаривайте его, тем более не ругайте "мог бы и раньше сказать!" и не стыдите "ты просто боишься, потерпи немного, это от страха, дурачок" — ничего такого никогда не говорите — это унижает ребенка. Не стесняйтесь, договоритесь со следующими пациентами, что вы пропустите одного человека, и сходите с малышом в туалет.

 

И еще

Я не сторонник обещаний типа: "Пойдешь к врачу, куплю тебе ...". Иногда это помогает, но я против. Лучше объяснять так: "Пока ты болеешь, или что-то болит, тебе приходится отказываться от того-то, а вот если мы сходим к врачу и вылечим, то ты снова сможешь это получить".
Тогда у ребенка не вырабатывается потребительского отношения к Вам: "Ага, сделаю, получу то-то", а вырабатывается грамотная причинно-следственная связь, не зависимая от Вас, а зависимая от его личных поступков.

 

В заключении

Надо помнить о том, что даже хорошо подготовленного психологически ребенка пребывание у врача выбивает из колеи. После поликлиники дети, как правило чрезмерно возбуждены. Постарайтесь сохранять терпение — помните о том, что только что он пережил стрессовую ситуацию. Идите сразу домой и, легко перекусив, уложите малыша в постель. Если он не уснет сразу, скорее всего, потому что он сильно возбужден и переволновался — помогите ему, почитайте сказку, посидите немного вместе с ним, может быть, вместе поспите.

 

Ну и последнее

Терпение, терпение и еще раз терпение.

 

При воспроизведении материалов сайта psyhealth.ru обязательна ссылка на сайт psyhealth.ru.

 

 

Анорексия       Булимия       Неконтролируемое переедание    Другие пищевые зависимости       Индекс массы тела    Оптимальное лечение       Вопросы       Родителям и близким    Чем вы можете помочь?       Куда обращаться за помощью?       Статьи       Книги       Новости       Истории выздоровления    Психотерапевтический Форум       Архив       Ссылки