Home Page Image
 

тел.: +7 909 99 77 092
e-mail: pchelinamaria@yandex.ru
Адрес

 


Карлсон — альтер эго Малыша

Мария Пчелина

Замечательное, известнейшее на весь мир произведение шведской писательницы Астрид Линдгрен "Малыш и Карлсон" поднимает одну из серьезнейших проблем современного ребенка - детское одиночество.
На фоне уморительных рассказов о несуразном для взрослых, но очень милом для всех маленьких детей, Карлсоне, эта тема красной нитью проходит через всю книгу. И совершенно не случайно, что современным детям так западает в душу Карлсон, ведь, с точки зрения детской психологии, его придумывает себе маленький мальчик, чтобы не оставаться одному.

Нашим детям катастрофически не хватает общения. Общения во всем - со сверстниками, с родителями и даже с самим собой и своим внутренним миром. Ведь, как строиться обычный день маленького человека? Утро; встает, собирается на скорую руку; бежит в садик, там куча-мала детей, таких же обескураженных, как и он сам, и, к сожалению, очень часто, занятые собой воспитатели; вечером родители скорей-скорей бегут домой (надо еще приготовить ужин супругу) или на дополнительный кружок (ведь, мы хотим видеть своих детей самыми-самыми); затем быстренько ужин и спать. Когда малыш проводит какое-то время дома (совсем немного), взрослые очень заняты и частенько тяжко вздыхают, потому что для них это сущее наказание, вынести ребенка целый день возле себя - поговорить с ним, почитать и обсудить сказку, занять его чем-то конструктивным и полезным. Самое лучшее, что они могут придумать - золотое чудо прогресса - мультики.

Эта проблема более или менее снимается в семьях, где есть другие дети близкого возраста, особенно, где есть несколько братьев и сестер. Но, как нам всем известно, подавляющее большинство детей воспитываются одни, либо их братья или сестры намного старше.

И что же мы получаем? Общение с родителями перерастает в постоянное утверждение себя, по сути, в постоянную борьбу со взрослым миром. Общение со сверстниками… Безусловно, какое-то Булимия. Анорексия.общение в детском саду присутствует, но грамотным оно становится лишь в небольших детских коллективах. Общение с самим собой - такое встречается крайне редко - все оставшееся время тратится на выяснение отношений с мамой и папой и "замещение воображения" - мультики. (Выяснение отношений с родителями не занимало бы столько много времени, если бы родители действительно занимались малышами, и пытались найти сними общий язык, а так все уходит в пустую перебранку.)

История Малыша и Карлсона очень хорошо показывает эту современную проблему детей (да и взрослых тоже). Что мы видим в этой истории? Маленький мальчик (дошколенок) целыми днями сидит дома совсем один. Родители на работе, от старшего брата он получает только пинки и ябедничество, друзей у него пока еще нет. О чем он мечтает - разбавить свое одиночество собакой. Ведь с собакой он может гулять, играть, разговаривать, мечтать, обучать ее чему-то и учиться самому. Да, родители его очень любят, и вся комната у него завалена игрушками (декларацией этой самой любви), но нужны ли ему игрушки, когда ему больно или плохо, когда ему тоскливо? Нет, ему нужны живые мама или папа. А они, как это часто и бывает в жизни, обнимают, целуют, холят и лелеют его, только когда потеряли (когда он ушел гулять по крышам). А в будничной жизни, когда нет экстремальных ситуаций… тогда они нанимают "лучшую в мире домомучительницу".

И вот в этой ситуации, когда Малыш вочередной раз остается совсем один (а его воображение еще не забито придуманными мультипликационными персонажами), его детская фантазия находит замечательный выход - она создает ему друга, причем самого лучшего друга в мире, смелого, умного, красивого, и даже с пропеллером. Такого друга, который может себе позволить то, что никогда не позволит себе сам Малыш: похулиганить, пошуметь, съесть все плюшки и конфеты, заболеть и затем лечиться вареньем, наконец, даже позаботиться о ближнем.

Таким "простым" способом Малыш решает массу проблем. Во-первых, он может поболтать, обсудить все свои "детские" вопросы, поиграть, пошалить, погулять на крыше и даже "полетать". Во-вторых, таким образом он остается самим собой, сохраняет свое собственное Я, ему есть перед кем, кроме взрослых, утвердить свое мнение, есть кому помочь, есть о ком позаботиться, - ведь всем детям приходиться делать то, что хотят от них взрослые, выглядеть так, как хотят взрослые - умненькими и благоразумненькими, а не то, что бы они хотели делать сами - есть килограммами сладости, мороженное, чувствовать о себе заботу и высказывать собственное мнение, быть храбрыми, независимыми, все умеющими и любимыми.

Родители часто пугаются такого проявления детского воображения. Однако редкий ребенок не придумывает себе "виртуального" друга. (Правда, они редко "теряются" после того, как малыши активно вовлекаются во взрослую жизнь (кружки, секции и т.д.) и телевизор.) И если это не переходит границ нормы, то, хорошенько присмотревшись к нему, к поведению такого дружка, к его словам и поступкам, можно легко разглядеть то, как малыши проецируют на него собственное поведение, либо вытесняя в них нежелательные свои проявления, либо перенося на них желаемые установки. И самое главное, они используют своих друзей как помощников для вхождения в этот сложный мир взрослых.

 

При воспроизведении материалов сайта psyhealth.ru обязательна ссылка на сайт psyhealth.ru.

 

 

Анорексия       Булимия       Неконтролируемое переедание    Другие пищевые зависимости       Индекс массы тела    Оптимальное лечение       Вопросы       Родителям и близким    Чем вы можете помочь?       Куда обращаться за помощью?       Статьи       Книги       Новости       Истории выздоровления    Психотерапевтический Форум       Архив       Ссылки