РЕГРЕСС ЛИЧНОСТИ ПРИ РАССТРОЙСТВЕ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ (РПП)

 

 

 

Автор: Мария Пчелина

 

 

В этой небольшой статье хочу раскрыть один фундаментальный аспект характера человека с РПП, который становится базой для формирования зависимой личности и зависимого пищевого поведения.

Черты характера личности с пищевой зависимостью диктуются главным образом тем, что перед нами человек «застрявший» или «зависший» одновременно в двух возрастах, не соответствующих его действительному возрасту: в возрасте 12–15 лет и возрасте 5–6  лет. Можно сказать, что мы имеем в одном лице ребенка и подростка, несмотря на то, что перед нами человек (девушка) лет 25, или даже 35. Поэтому, с одной стороны, мы видим чисто подростковые проявления характера, такие как дух противоречия, максимализм, мучительный поиск себя и переживания по поводу становления в социуме, с другой – проявления ребенка, не умеющего определять, проявлять и конструктивно выражать свои чувства и эмоции, а также остро нуждающегося в теплоте, безусловной любви, приятии и безусловной поддержке, и еще в обучении.

Зачастую это констатируется не только видением психолога, но также и самими девушками. Так на вопрос: «На какой возраст вы себя ощущаете?», звучит ответ: «На 5, 6, 10, 15 лет», или: «Я чувствую себя совсем ребенком».

С развитием болезни личность регрессирует. Причем регрессирует так же одновременно в двух возрастах: до ребенка сначала 7-8 лет, затем идет регресс до возраста 6 лет, затем 5 лет, и одновременно (но не синхронно) сначала до уровня подростка 15, затем, 14 и т.д. лет.

Таким образом, можно сказать, что лечение пищевого зависимого, по сути, базируется на возвращении (а вернее сказать, доращивании) человека до его фактического возраста. Но при этом приходится пройти все стадии обычного взросления – детство – отрочество – юность – зрелость, со всеми свойственными этим возрастам сложностями и проблемами, к сожалению, усугубленными уже прожитыми в этом состоянии годами и наработанным безграмотным жизненным опытом. Именно по этой причине я всегда советую родителям приобрести в помощь книги о том, как общаться с детьми 4-7 лет и подростками, и особенно со сложными подростками. Ведь, если убрать реальный возраст и посмотреть только на поведение, то мы видим перед собой типичного трудного подростка: неуравновешенного, вспыльчивого, истеричного, с тяжелыми перепадами настроения, беспомощного, чрезмерно критичного, с обостренным самолюбием, самомнением, с повышенным чувством справедливости и одновременно бестактным, и т.д.

Нам, психологам, работающим с РПП, это крайне важно понимать. Так как, помимо того, что нам самим становится очевидной линия работы с зависимым, мы может помочь и родителям, давая им четкие ориентиры для поведения со своим сложным ребенком. (По крайней мере, у четверти зависимых, обращающихся за помощью, требуется помощь и их родителям). Родителям этих детей сложно перестраиваться, и все же, если они, хоть немного, стараются придерживаться данных правил, ситуация в семье начинает стабилизироваться. Это дает, если не уверенность, то видение того, что в этой сложной ситуации есть выход, что ситуацию возможно держать под контролем. Ведь для всех участников этой истории самое сложное – это не понимать, что происходит, и что с этим делать. Это бесконечно фрустрирует, приводит к чувству беспомощности и ощущению полной безнадежности.

 

Поэтому первое, а может быть, самое важное – это понять и объяснить, что же происходит на самом деле. В данном случае ответ: обратившийся к нам зависимый, «застрял» в детстве. Если все стороны начинают понимать это, ситуация перестает быть безнадежной, мы начинаем двигаться в сторону выздоровления.

 

 

 

 

__________________________________________________

 

При воспроизведении материалов сайта psyhealth.ru обязательна ссылка на сайт psyhealth.ru.