НЕУМЕНИЕ ВЫРАЖАТЬ ЧУВСТВА, ЭМОЦИИ И ПОТРЕБНОСТИ ПРИ РПП

 

 

 

Автор: Мария Пчелина

 

 

В статье об эмоциональном интеллекте я говорила об отсутствии эмоционального интеллекта у людей с пищевой зависимостью, что им крайне тяжело распознавать, определять и понимать свои и чужие чувства, и что это идет от родителей. Сейчас хочу сделать акцент в чем и каким образом выражаются их чувства.

 

В целом, логично предположить, если человек плохо распознает и понимает свои чувства, то и выражает он их крайне слабо. Есть несколько категорий людей, которые имеют схожее качество характера, но проявляется оно по-разному. Хочу осветить некоторые особенности того, как это проявляется у людей с РПП.

 

В характере людей с РПП парадоксальным образом сочетается высочайшая сенситивность и отсутствие понимания того, что именно они чувствуют. Так как в их семьях часто бывают разного рода конфликты между родителями, которые прямо или косвенно отражаются на детях, им приходится всегда быть настороже. По моим наблюдениям, именно это воспитывает в них такую высокую чувствительность, и при этом нет ресурсов определять, что же именно они чувствуют. А чувствуют дети в таких ситуациях, в первую очередь, страх или некоторое облегчение при отсутствии опасности. Отсюда рождается черта, когда они внимательно следят за поведением окружающих, отчаянно пытаясь предвосхитить желания других.

Но из-за того, что изначально это умение заточено лишь для распознавания опасности, то они крайне плохо разбираются в поведении и состоянии других людей. Кроме того, они так сильно поглощены своим занятием, что совершенно забывают о самих себе – не только о своих эмоциях, но и о своих насущных потребностях, в том числе о таких, как желание поесть, пить, отдохнуть и даже сходить в уборную. 

 

Вместо того, чтобы спросить или хотя бы прислушаться к словам других людей, дождаться от них просьбы о помощи, они додумывают и придумывают за них их проблемы и желания и тут же бросаются их исполнять. Поскольку они воспринимают поведение людей ошибочно, и, как следствие предпринимают действия, о которых никто их не просит, не ожидает от них, соответственно их никто не оценивает. (И это почти всегда происходит в ущерб собственным желаниям и потребностям). Тем не менее, такое психическое поведение культивируется зависимыми годами, им самим кажется, что они правы с воем видении поведения окружающих, и они совершенно не замечают того, что забывают о самих себе напрочь.

 

Ожидая и не получая оценки (желательно похвалы) за свои поступки, и отсутствие реакции на их старания – зависимые обижаются, обида накапливается, позже выливается в срывы или другое деструктивное пищевое поведение. Примерами такого поведения могут быть: 1) частая или чрезмерная уборка дома, когда никто не просит, и даже говорят, что не надо (зависимому кажется, что мама расстраивается, если грязно, что она только для вида говорит, что не надо убираться, что на самом деле она этого ждет); 2) задерживаются на работе дольше положенного времени, взваливают на себя много работы, не могут отказать коллегам или начальству – им кажется, что отказ вызовет недовольство коллег или начальства; 3) ярким примером являются переживания о своей фигуре или о своем питании – зависимым девушкам (или юношам) кажется, что коллеги замечают каждый их лишний килограмм или то, как и что они едят, и они пытаются подстроиться под это придуманное ими же мнение о себе.

 

Часто, даже, если зависимые слышат от коллег или друзей, что на самом деле они думают о них только самое лучшее, они не верят, это может вызвать у них дополнительный страх, а затем пищевые срывы. Более того, даже похвалу в свой адрес они переиначивают в сторону самоуничижения, поэтому практически любое замечание может привести к пищевому срыву. При этом им крайне важна поддержка. По этой причине психолог должен найти такие слова и искренние эмоции, чтобы одновременно дать им поддержку, и с другой стороны, оставаться в нейтральной позиции. 

 

Из предыдущего поведения вытекает еще один момент. Из-за того, что люди с РПП привыкли «ловить на лету» желания других, им кажется, что и окружающие должны понимать их не просто с полуслова, а с полувзгляда. Это во многом связано с тем, что пищевые зависимые по-детски эгоцентричны. Мир вертится только вокруг них и никак иначе. Это особенно ярко видно при анорексии, когда они не только так думают, но заставляют всю свою семью плясать под их дудку, когда они всю семью заставляют вернуться в свой детский возраст. У людей с булимией это поведение также глубоко укоренено, но может быть не проявлено внешне. У людей с компульсивным перееданием, это наименее ярко выражено.

 

В целом всем пищевым зависимым кажется, что все так живут и только так правильно. Им не приходи в голову, что стоит рассказать о своей проблеме, спросить совета, что-то уточнить, объяснить, как лучше что-либо сделать для них. Это напрямую связано с равнодушием мам к потребностям ребенка, когда в глубоком детстве дети пытаются что-то сказать, объяснить родителям, а они их не слышат или игнорируют их слова. Когда такое происходит годами, у любого опустятся руки, а дети обучаются тому, что их потребности никому не интересны.

 

Не надо думать, что равнодушие родителей это что-то злостное и ужасное. На самом деле все мы когда-либо так себя ведем: кому-то некогда, кто-то устал, кто-то озабочен своими отношениями с супругом, или другом, кому-то слова ребенка кажутся бессмысленными или неважными. Просто в семьях людей с РПП, такое поведение родители проявляют почти всегда.

Хочу отметить, что в семьях пищевых зависимых крайне редко встречается откровенное равнодушие со стороны родителей, особенно мам, скорее, это, если можно так назвать «бытовое равнодушие».

 

В заключении

Таким образом, проявление эмоций, желаний и своих потребностей у людей с РПП практически отсутствует, а вместо этого, есть огромная концентрация на попытках угадать эмоции и потребности окружающих людей. И мы видим, что эти вещи у них формируются с раннего детства. Поэтому лекарством для изменения такого поведения заключается не только в помощи определения своих эмоций и переживаний, но и в признании и реализации собственных потребностей и желаний. Это не просто терапия, это обучение – кропотливая и долгая работа, которую они не проделали в детстве, и без которой невозможно их полноценное выздоровление.

 

 

 

 

 

__________________________________________________

 

При воспроизведении материалов сайта psyhealth.ru обязательна ссылка на сайт psyhealth.ru.